Что такое методика монтессори

Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.

В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

В Монтессори-педагогике существует разделение детей на 3 возрастные категории:

  1. Дети от рождения до 6 лет. Этот возрастной период называют строительным, ребенок способен на развитие всех функций.
  2. Возраст ребят 6-12 лет. Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.
  3. Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.

В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.

Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

Роль развивающей среды в системе Монтессори

 Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

 Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

 Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Развивающая среда

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Тем родителям, которые решили создать аналогичную развивающую среду у себя дома, может быть полезна информация о том, как делать монтессори-материалы своими руками.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать бизиборд своими руками в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы

Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость

Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Что такое метод Монтессори и почему он важен в образовании

Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная итальянским врачом и учёным Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребёнок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте.

Систему Монтессори уже сотню лет используют в детских садах и школах — таких организаций в мире насчитываются тысячи. Выпускников этих учебных заведений Wall Street Journal ещё в 2014 году шутливо окрестил «монтессори-мафией» и недаром: в их числе основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, разработчик видеоигр Уилл Райт и другие инноваторы современности. Все они так или иначе связывали свой успех с монтессори-образованием.

Хотя обычно метод применяют в раннем развитии и обучении младших школьников, он воплощает в себе концепцию Lifelong Learning. Он не ограничивается определённым возрастным периодом, а представляет собой цельный взгляд на развитие человека от рождения до старости — с единой философией и последовательным переходом от одной ступени образования к другой. Ведь человек учится на протяжении всей своей жизни, с этой точки зрения усилия младенца по удержанию первой игрушки так же важны и ценны, как и обучение первоклассника письму, подростка — решению уравнений, человека зрелого возраста — пользованию новым оборудованием на рабочем месте. Поэтому принципы монтессори-педагогики можно смело использовать в образовании взрослых.

Мария Монтессори, 1950 год. Фото: Wikimedia Commons

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.

Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать

А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Кому подойдет система Монтессори

Система Монтессори, прежде всего, подойдет детям, для которых важен индивидуальный подход, для ребят, привыкших заниматься в своем ритме. Любознательным индивидуалистам, малышам с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельным и вольнолюбивым мальчикам и девочкам, как правило, комфортно в среде Монтессори.

Довольно сложно может быть чрезмерно активным, неусидчивым детям. В большинстве случаев система Монтессори не показана детям с проблемами с социализацией. В виду того, что программа не предусматривает достаточного общения между собой, сложности во взаимодействии с окружающими у таких детей могут даже усилиться.

При всех минусах система Монтессори не теряет своей популярности на протяжении многих лет. На мой взгляд, плюсы методики значительно перевешивают минусы. Способность учиться и независимый взгляд на вещи – это те навыки, без которых невозможно преуспеть в современном мире.

Надеюсь, наш экскурс в систему Монтессори был вам полезен и поможет принять решение при выборе детского садика для вашего ребенка!

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Основные принципы

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них– сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
  3. Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
  6. Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет

Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым! 

Третье звено метода – педагог. Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке

Обратите внимание, на важную особенность метода – ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!»

Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Игры по методике Монтессори для детей 1-1,5 года

Игра на скорость. Вам понадобятся мягкие помпоны (подойдут и отрезанные балабоны от старых шапок) и пластиковая емкость с небольшим отверствием. Ребенок должен сложить все помпоны через отверстие в контейнер как можно быстрее.

Собираем палочки от леденцов. Поначалу такое задание по методике раннего развития может показаться малышу слишком сложным, но попробовав раз, он захочет повторять ее снова. Подготовьте несколько палочек от леденцов, либо замените их ватными палочками, а также небольшую банку с крышкой, в которой предварительно проделайте несколько дырок. Задача ребенка — собрать все палочки в банку, просовывая их через дырочки в крышке.

На подобную цель направлена и игра, где ребенок проверяет, как пролазят шнурки сквозь дырочки дуршлага, могут ли они пересекаться или запутываться. 

Игрушки Монтессори: как выбрать?

Для успешного всестороннего развития ребенка по системе Монтессори, необходимо создать среду, которая должна соответствовать следующим правилам:

  • Все материалы для занятий нужно располагать в полной доступности;

  • Детская мебель Монтессори должна подходить владельцу по росту и иметь минимальный вес, чтобы ребенок мог сам ее устанавливать в нужном ему месте;

  • Пол стоит застелить ковром – это гарантирует комфорт при занятиях на полу;

  • Все полочки, шкафчики и стеллажи с учебными материалами должны быть открыты. Так малыш сможет самостоятельно выбрать нужный предмет;

  • Каждое пособие лучше поместить в отдельную емкость;

  • Предметы для игры по Монтессори должны быть настоящими, а не игрушечными.

Кроме того, методика предусматривает четкое зонирование развивающей среды на языковую, естественнонаучную, практическую, сенсорную и математическую зону. Все они должны быть наполнены соответствующими учебными материалами и игрушками Монтессори.

Так, практическую зону нужно оборудовать всем, что поможет освоить навыки самообслуживания. Оптимальными составляющими будут бытовые предметы – графин с водой и кружка, веник и совок. Отдельного внимания заслуживают бизиборды – специальные доски с многочисленными элементами, типа замочков, щеколд, шнуровок и выключателей.

Сенсорную зону следует оснастить дидактическими материалами, необходимыми для развития зрительных и тактильных ощущений, восприятия форм и цветов. Наилучшими и самыми доступными средствами для этого являются вкладыши, пирамидки, матрешки, лоскуты ткани с разной фактурой и сенсорные мешочки Монтессори.

Математическая зона должна включать предметы, способствующие развитию основ абстрактного мышления и элементарных арифметических действий, а также сравнению количества и размеров. Подходят для этого счетные палочки, счеты, наборы геометрических фигур, лото, разнообразные бусины.

Языковая зона предназначена для обучения ребенка грамоте. Самыми распространенными ее элементами считаются книги, карточки со словами, буквенные кассы, предметы для рисования, речевые лото и объемные буквы.

Естественнонаучная или космическая зона знакомит детей с окружающим миром, природными явлениями и культурой разных стран. Как правило, ее наполняют домашними растениями, гербариями, играми, наборами с фигурками животных, а также натуральными материалами – камнями и ракушками.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.