Список литературы на лето для 5 класса (с 4 на 5 класс)

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
  • Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
  • «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»

А. С. Грибоедов

  • Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Пушкин

  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
  • В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
  • Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
  • Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
  • Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
  • Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
  • Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов

  • Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
  • Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь

  • Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
  • Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
  • Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
  • Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
  • Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Представители малой формы художественного эпоса

Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах.

Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

Радуга мыслей: Волшебная сказка моего сочинения

ЗОЛОТОЙ САПОЖОК

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были король с королевой. И была у них доченька, очень весёлая и шустрая девочка. Однажды она играла в царском саду, прыгала через ручейки, и подвернула ножку. После этого она не могла ходить. Много к ним приходило докторов но, ни кто не смог ей помочь. Однажды к ним пришла добрая волшебница. Она сказала, что девочке поможет только золотой сапожок. Король издал указ: «Кто принесет золотой сапожок и излечит мою дочь, станет главным министром и моим первым помощником »…

Все слышали указ короля и отправились на поиски золотого сапожка. Только Иванушка-лесоруб не слышал указ короля, он работал в лесу. Много дров он нарубил, ноша была тяжела. Шел он, шел, оступился и подвернул ногу. Оставив дрова в лесу, хромая побрел домой. Шел Иванушка медленно из-за боли в ноге. Стало темнеть, он заплутал и набрел на избушку. В этой избушке жила бабушка-Галушка. Она попросила Ивана нарубить дров и истопить печь. Он сказал ей, что подвернул ногу и не сможет ей помочь.

Бабушка-Галушка подошла к Ивану-лесорубу и сказала: «Я вижу, что ты добрый человек и не обманываешь меня. Я помогу тебе, держи золотой сапожок и одень его на больную ногу». Одел Иван сапожок и понял, что нога его здорова. Обрадовался лесоруб и побежал за дровами, вернулся к бабушке, истопил ей печь. Бабушка-Галушка была очень рада, что к ней забрел такой добрый молодец, и поблагодарила его: «Уже темно и холодно. Держи волшебные сани, они тебя и твою ношу унесут домой. Будь счастлив». По дороге домой лесоруб услышал про царскую беду.

Не медля ни минуты, он отправился к королю. Отдал ему золотой сапожок. Царь приказал слугам отнести сапожок дочери. Через несколько минут к нему прибежала доченька – веселая и здоровая.

Король сдержал свое обещание, и Иван-лесоруб стал главным министром и первым помощником короля.

Tweet pavlovkirill.blogspot.com

Средняя форма художественного эпоса

Особенности этического жанра «повесть» заключаются не только в объеме произведения, хотя ее и называют «малым романом». В повести гораздо меньше происшествий. Чаще всего она посвящена одному центральному событию.

Рассказ – прозаическое небольшое произведение повествовательного характера, описывающее какой-нибудь конкретный случай из жизни. От сказки он отличается реалистичностью окраски. По мнению некоторых литературоведов рассказом может называться произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа. Это все говорит о том, что в рассказе, как правило, описывается один эпизод, происходящий с одним героем, в конкретное время. Четко прописанных определений этого жанра нет. Поэтому многие считают, что рассказ – это русское название новеллы, которая впервые была упомянута в западной литературе еще в XIII веке и представляла собой небольшую жанровую зарисовку.

Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. Даже А. Пушкин и Н. Гоголь некоторые рассказы относили к повестям. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.

Примеры художественного эпоса

Сам эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы.

Во всех эпических жанрах тип повествования может быть разным. В зависимости от чьего лица ведется описание – автора (рассказ ведется от третьего лица) или персонифицированного персонажа (рассказ ведется от первого лица), или от лица какого-то конкретного рассказчика. Когда описание ведется от первого лица, тоже возможны варианты – рассказчик может быть один, их может быть несколько или это может быть условный рассказчик, не принимавший участия в описываемых событиях.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно

Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс

После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону», «Говорящий сверток» и другие.
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

Часть 1

К ЧИТАТЕЛЯМ
ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ. Стр. 5

1 2 3

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 5-6

1 2

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 6
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6

1 2 3

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 8
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8

1 2

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ. Стр. 10-12

1 2 3 4

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ГЕРОИ. Стр. 25

1 2 3 4 5 6

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 26

1 2

ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 38-39

1 2 3 4 5 6

ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ. Стр. 40-41

1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42

1 2 3

СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ БЫТОВЫХ СКАЗОК. Стр. 43-44

1 2 3 4 5

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 44
ИЗ РАССКАЗОВ О СКАЗОЧНИКАХ
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 46

1 2 3 5

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 46

1 2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 47
ПОДВИГ ОТРОКА КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА
ЧИТАЕМ ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛЕТОПИСЬ. Стр. 51

1 2 3

ПРОШЛОЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТИ!
РАЗМЫШЛЯЕМ О ГЕРОЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Стр. 51-52

1 2 3

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 52

1 2 3 4 5

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 52

1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 52-53

1 2 3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55

1 2 3

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 59
ВОЛК НА ПСАРНЕ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 62

1 2 3

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 62

1 2

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 64-65
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 65

1 2 3 4

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 65
ВОРОНА И ЛИСИЦА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 67

1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 67

1 3

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82-83

1 2 3

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83

1 2 4 5

КУБОК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 90

1 2 3 4

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 90
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 92
НЯНЕ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 93

1 2 3 4

У ЛУКОМОРЬЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 94

1 2 3 4

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 95

2 3

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 112-113

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 113-114

1 2 3 4

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114

1 2 4 5

РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 116
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 119

1 2

АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 148-149

1 2 3 4 5 6 7

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 149

1 2

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 151
БОРОДИНО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 155

1 2 3 4 5 6 7 9

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 156
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 156

1 2 4 6

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 158
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 169

1 2

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169

1 2

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 175-176

1 2 3

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 176

1 2 3 4

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 186

1 2 3 4 6 7 8

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 187

1 2 3

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. МУМУ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 223-224

1 2 3 4 5 7 8 9 10

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 224-225

1 2 3 4

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 227

1 2 4

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228

1 2 3 4

ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОТЛЕТАЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228

1 2 3 4

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Л.Н. ТОЛСТОЙ И ЯСНАЯ ПОЛЯНА. Стр. 230
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 258-259

1 2 3 4 5 6

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 259

1 2 4 5 6

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 263
ХИРУРГИЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 268

1 2 3 4 5

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 269

1 2 3 4 5 6

РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273-274

1 2 3

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. ВЕСНА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 274

1 2 3

ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. УТРО
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 276-277

1 2 3

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 279
АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ. ЛАСТОЧКИ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 280-281

1 2

ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. ЗИМА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 282

1 2

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 282-283

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

  • Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
  • Учебник под ред. Г.С. Меркина.
  • Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
  • Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

Литературные виды

Вся литература делятся на следующие виды — лирика, эпос и драма.

Лирика получила свое название от музыкального инструмента – лира. В древности игра на ней сопровождала чтение стихов. Классический пример – Орфей.

Эпос (от греческого epos – повествование) представляет собой второй вид. И все, что входит в него, носит название эпические жанры.

Драма (от греческого drama) – третий вид.

Еще в глубокой древности Платоном и Аристотелем предпринимались попытки разделения литературы по родам. Научно такое деление обосновал Белинский.

В последнее время сформировалась и выделилась в отдельный (четвертый) вид литературы совокупность определенных самостоятельных произведений. Это — лиро-эпические жанры. Из названия следует, что эпический жанр поглотил и преобразовал в себе отдельные составляющие лирического жанра.

Появление и развитие эпоса

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I‑II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

  1. Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  3. Большая протяжённость во времени (от 3–5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
  5. В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
  6. Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Эпос как род литературы: определение, особенности, примеры

Кратко:

Эпос (от гр. epos — слово) — один из трех родов литературы; повествование о событиях, поступках и переживаниях человека в различных жизненных обстоятельствах.

Среди эпических жанров в зависимости от широты охвата событий и протяженности их во времени различают большую повествовательную форму (роман), среднюю (повесть, очерк) и малую (рассказ, новелла, басня).

Как и другие литературные роды, эпос появился в древности и изначально представлял так называемый архаический тип эпических произведений — мифы и сказки, относящиеся к народно-поэтическому творчеству. Например, древнегреческие мифы о Геракле, об аргонавтах, русская «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др. На смену архаическому эпосу пришел историко-героический, к нему можно отнести гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», вергилиевскую «Энеиду», французскую средневековую «Песнь о Роланде», немецкую «Песнь о Нибелунгах», а также русские былины («Илья Муромец и Калин-царь», «Садко» и др.). Современная жанровая система этого литературного рода стала складываться не ранее XIII в., когда появился светский рыцарский роман. Особенно интенсивно она развивалась в эпоху Возрождения и период XVII — XVIII вв., тогда популярны были новеллы, романы, басни и сентиментальная повесть (Д. Боккаччо, Ф. Рабле, Д. Дефо, Д. Свифт, Ж . Лафонтен, С. Ричардсон, Н. Карамзин и др.), а в XIX — XX вв. помимо указанных форм стал разрабатываться рассказ (Л. Толстой, А. Чехов, О. Генри, М. Зощенко и др.).

С точки зрения речевой организации, повествовательные произведения могут быть отнесены к прозаическим текстам или к стихотворным (например, пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин»). Поэтические сочинения этого рода литературы определяют как лиро-эпический жанр.

Эпос более свободен в построении сюжета и обладает широкими возможностями в раскрытии характеров героев, в создании пространственно-временной структуры текста.

Подробнее:

Аристотель в трактате «Поэтика» (IV век до н. э.) выделил три рода литературы — эпос, драму и лирику. Это деление сохраняется в теории литературы по сей день.

Определим особенности эпоса. Художественное произведение словесности считается эпическим, если: 1) мир (бытие) рассматривается объективно, т. е. писатель сам себя в картину описываемого мира не включает, описывает не «себя в мире» и не «мир в себе», а показывает мир таковым, «как он есть», 2) мир (бытие) рассматривается событийно, как пространственно-временная последовательность событий; и, наконец, 3) если об этих событиях рассказывается, если мир рассматривается повествовательно. Само слово эпос происходит от греческого слова, означающего «повествование».

Деление литературы на роды (эпос, драма, лирика) не совпадает с делением на поэзию (в узком смысле слова) и прозу. Каждый род литературы существует в характерных для него жанрах (от фр. genre — вид, разновидность).

Роман — жанр эпический. Более того, вот уже несколько столетий роман — это основной эпический жанр. Роман — крупная эпическая форма. Более мелкими (не столько по объёму, сколько по временному и пространственному охвату действительности, по количеству героев, сложности событийной и идейной структуры) эпическими формами являются повесть и рассказ. Граница между последними весьма условна. Например, тургеневскую повесть «Ася» нередко называют рассказом. Роман «Накануне» Н.А. Добролюбов назвал повестью. Начинающие писатели, как правило, пробуют свои силы сначала в рассказах, потом переходят к повестям и, наконец, когда мастерство окрепнет, автору становятся доступны произведения, сложные по системе действующих лиц, по количеству событий, по времени действия, которое может протекать иногда и в разные эпохи, — романы.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018