Оглавление
- Как выбрать книгу для ребенка 4-5 лет?
- Значение чтения для дошкольников
- Значение сказок
- Как читать, чтобы ребенок слушал
- Перечень и краткое описание рассказов и сказок для детей 4-5 лет
- Возрастные особенности дошкольников
- Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)
- Какие книги читать дошкольнику
- ТОП 10 лучших книг
- 9. Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
- 8. С. Маршак «Кошкин дом»
- 7. К. Чуковский «Приключения Бибигона»
- 6. Д. Хэрриот «Детям. Рассказы о животных»
- 5. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
- 4. К. Чуковский «Доктор Айболит»
- 3. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
- 2. Т. Александрова «Домовенок Кузька»
- 1. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
- Сказкотерапия
- 21. «Русские волшебные сказки» (Ozon, My-shop) и Х. К. Андерсен «Лучшие сказки» (Ozon, My-shop)
- Книги для детей от 3 до 5 лет
- Как правильно читать детям
- 9. С. Прокофьева «Маша и Ойка» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
- 5. Е. Серова «Сказка о страхе» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
- 5. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Итоги
Как выбрать книгу для ребенка 4-5 лет?
- В этом возрасте ребенок активно развивает память, внимательность, восприятие. Поэтому многие родители стараются приобретать развивающие книги. Однако не стоит забывать и о художественной литературе, которая отлично стимулирует фантазию.
- При выборе литературы надо учитывать интересы малыша. К примеру, если он любит читать о животных, то именно такие книги и стоит покупать.
- Выводы, которые можно было сделать после чтения книги, должны быть понятными и простыми, а не завуалированными.
- Возраст 4-5 лет – время, когда дети учатся выстраивать отношения в коллективе. Поэтому не лишним будет выбирать литературу о детских садах, дружбе и даже детских обидах.
- В этом возрасте закладываются такие ценности, как справедливость, доброта, взаимопомощь. Поэтому литература, которая рассказывает об этом, также важна.
Значение чтения для дошкольников
Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжечки с потешками, коротенькими стихотворениями. Дети запоминают прочитанное, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.
Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.
Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.
Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.
Значение сказок
Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.
В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.
Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.
Обязательно возьмите на заметку:
Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:
- Корней Чуковский.
- Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
- Борис Заходер.
- Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).
Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.
Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.
Как читать, чтобы ребенок слушал
- Начинать читать книги надо как можно раньше. Например, если начинать это в 4-5 лет, то малыш скорее всего не сможет дослушать до конца. Без привычки слушать он в таком возрасте просто не сможет понять, чего от него хотят родители. Поэтому читать малышу стоит еще в том возрасте, когда он не умеет говорить, но может вас слушать.
- Не растягивайте. Приучая слушать сказки, не стоит растягивать чтение на полчаса-час. В самом начале будет достаточно даже пары минут. Когда становится заметно, что ребенок может выслушать сказку до конца, тогда постепенно увеличивайте время.
- Не нужно читать ребенку книги, которые ему непонятны. Помните, что в первую очередь сказка должны быть интересной ему. Будет отлично если книга написана в стихотворной форме со смешными звуками и рифмами — это не даст малышу заскучать.
- Не бойтесь повторять. Не надо бояться читать одну и ту же книгу несколько раз. Дети воспринимают новую информацию, только постоянно ее повторяя. Поэтому, даже если вы несколько раз будете читать одну и ту же книгу, ребенок будет ее воспринимать каждый раз, как в первый.
- Артистичность. Не забывайте во время чтения «отыгрывать» роли разных персонажей, меняя голос, тембр, интонацию.
- Слушайте. Через время ребенок сам захочет рассказать вам сказку – не нужно от этого отказываться. Послушайте ее с серьезным и заинтересованным видом, похвалите за интересный рассказ. Именно в такие моменты ребенок учится фантазировать, а также формулировать свои мысли.
Перечень и краткое описание рассказов и сказок для детей 4-5 лет
Лучшие художественные произведения для детей 4-5 лет:
- Михалкова. «Праздник непослушания». В этом произведении рассказывается о том, как непослушный мальчик, которого заперли в комнате с целью наказания, был унесен змеем в страну, в которой нет взрослых. Соответственно дети стали абсолютно свободными, могли делать все что им захочется. Но после непродолжительного веселья, дети объелись мороженым и заболели. Книга учит, что без взрослых жить не очень просто, потому как дети еще не могут себя контролировать и полностью отвечать за свое поведение. Очень полезный рассказ будет для малышей такого возраста с целью воспитания послушания. Потому как дети нередко спорят со взрослыми и хотят делать все по-своему.
- Владимир Короленко. «Дети подземелья». Очень сложная для чтения повесть. Для многих взрослых покажется, что малышам такого возраста не стоит читать подобных книг. На самом деле это не так. Потому как это произведение воспитывает в детях сочувствие, а также сопереживание. Сюжетная линия повести гласит о том, что мальчик, который растет в достаточно обеспеченной семье, помогает случайно найденным детям-сиротам, живущим под землей, у которых нет родителей. Брат заботится о своей сестренке, всячески старается ей помочь, в этом участвует и мальчик из состоятельной семьи. Но все же девочка уходит из жизни. Несмотря на печальный конец и трудности в чтении, ребенку будет полезно ознакомиться с этим произведением.
- Дик Кинг Смит. «Белая лошадь». Существует у этого автора большое количество детских произведений о животных. Малышам будет интересно слушать эти сказки и рассказы, потому как они в необычной манере повествуют о поведении и жизни животных. Самое интересное, что автору не пришлось ничего придумывать, потому как он практически всю свою жизнь прожил на ферме и знает все о поведении животных. Это сказки развлекательного характера.
- Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». Прочтите ребенку эту трилогию, она поможет донести, что необходимо учиться, а также о пользе образования. Что обязательно нужно стараться учить буквы, цифры, а также осваивать чтение. Сложно быть необразованным, это может стать причиной бед и неприятностей.
- Софья Прокофьева. «Лоскутик и облако». Очень интересный рассказ, который повествует о Злом короле, а также маленькой девочке Лоскутик. Такое прозвище дали потому, что у малышки практически все платье была изготовлено из лоскутков. Малышке и другим жителям города не посчастливилось жить в местности, где правил Злой король, продающий воду. Поэтому девочка и другие жители могли умереть от жажды, если бы облако их не спасло. Рассказ учит доброте, взаимопониманию, а также сочувствию.
- Григорий Остер. «38 попугаев». Интересные рассказы, которые написаны необычным языком, понятным детям. Стиль написания очень специфический, необычный, веселый. Он отличается от стандартного, поэтому дети оценят такую манеру письма и обязательно запомнят эту сказку, а также попросят, чтобы вы прочитали рассказ еще раз. Суть в том, что в произведении дружат между собой удав, попугай, слоненок, которые постоянно веселятся, играют друг с другом.
Детям также будут интересны сказки «Три толстяка, «Приключения Чиполлино, разнообразные народные сказки.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные
Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность
Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации
Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)
Рекомендации по чтению сказок малышам:
Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.
Как читать сказки малышам? Копилка полезных идей и советов.
— Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:
а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),
б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).
Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.
— Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.
— Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.
— Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)
— Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).
— Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.
— Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.
Какие книги читать дошкольнику
Нет чёткого списка литературы, которая должна быть прочитана в дошкольном возрасте. Существуют только примерные списки.
Для дошкольников ещё не ставится цель прочитать определённое количество книг. Дети учатся читать и любить этот процесс.
Выбор дошкольной литературы огромен. Сориентироваться в книжном магазине бывает непросто. Наряду с произведениями признанных классиков детской литературы имеются достойные книги современных авторов.
Чтобы разобраться в таком количестве книг, нужно знать, для чего нужна книга в этом возрасте.
Для чтения ребёнку вслух взрослыми подойдут повести и короткие рассказы. Повести нужно читать по главам. Перед началом новой главы необходимо вспомнить с ребёнком предыдущую. Для самостоятельного чтения понадобятся короткие произведения с крупным шрифтом.
Если ребёнок совсем недавно научился читать по слогам, на помощь придут книги, в которых все слова разделены чёрточками на слоги для удобства.
Сказочные повести и сказки
- Истории про Незнайку (кроме книги «Незнайка на Луне», её читают в начальной школе).
- «Волшебник Изумрудного города» и продолжения.
- «Доктор Айболит» и его прототип – «Доктор Дулиттл».
- Зарубежные сказки Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро и пр.
- Русские народные сказки о богатырях, Иване-дураке и др.
- Произведения русских классиков, например А. Пушкина («Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и т. д.).
Рассказы о детях
- Рассказы о Лёле и Миньке Михаила Зощенко.
- Рассказы Николая Носова («Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа» и др.).
- Весёлые небольшие рассказы Виктора Голявкина.
- «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (те, в которых Денис ещё дошкольник).
- Небольшие забавные рассказы Ирины Пивоваровой.
Детские стихотворения
Детские поэты: А. Барто, С. Маршак, С. Михалков и т. д. Их знает каждый, вне зависимости от возраста и поколения. В детских стихотворениях – простые, понятные рифмы и лёгкий, интересный сюжет.
Малыши часто непроизвольно запоминают короткие произведения и читают их наизусть.
С. Есенина, М. Лермонтова, С. Чёрного, Д. Хармса
Произведения о природе
Эти книги особенно важны для чтения в дошкольном возрасте. К сожалению, современные дети мало знают о животном мире. Книги позволяют побудить интерес к изучению живой природы. Дети узнают о многообразии птиц и животных, на примерах учатся бережно относиться к природе.
Самые известные авторы – Н. Сладков, К. Паустовский. В. Бианки, М. Пришвин и т. д.
Чтение книг о природе должно сопровождаться иллюстрированным материалом.
Если ребёнок знает, как выглядят герои произведения, ему становится интереснее.
ТОП 10 лучших книг
9. Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
Выводы
Эта книга отлично показывает семейные взаимоотношения, а также учит ребенка доброте, дружбе, взаимопомощи.
8. С. Маршак «Кошкин дом»
Выводы
Если вы хотите поразмышлять с ребенком над семейными и моральными ценностями, показать ему что такое настоящая дружба, то прочтите с ним это произведение.
7. К. Чуковский «Приключения Бибигона»
Выводы
«Приключения Бибигона» — рассказ о воле, свободе, характере. Это произведение понравится мальчишкам дошкольного возраста.
6. Д. Хэрриот «Детям. Рассказы о животных»
Выводы
Пожалуй, это одна из лучших книг, которая поможет воспитать в ребенке чувственность и сопереживание. К тому же, читать ее настоящее наслаждение.
5. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Выводы
Это веселая и поучительная история, которая отлично раскрывает суть настоящей дружбы и показывает ребенку, почему так важно быть умным и учиться постоянно чему-то новому.
4. К. Чуковский «Доктор Айболит»
Выводы
Читайте эту книгу, если вы хотите воспитать в своем ребенке такие качества, как доброта, понимание, внимательность, умение всегда приходить на помощь близким.
3. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Выводы
История о Карлсоне и Малыше станет для ребенка отличным примером настоящей дружбы, преданности и взаимопомощи.
2. Т. Александрова «Домовенок Кузька»
Выводы
История о домовенке интересная и познавательная. После ее прочтения ребенок обязательно отметит для себя что такое настоящая доброта, взаимопомощь.
1. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Выводы
Эту сказку интересно читать не только дошкольникам. Она помогает воспитать умение дружить, а также показывает какой смелый и храбрый главный герой, несмотря на все трудности.
Сказкотерапия
Взрослые заняты всегда. Их беспокоят рабочие проблемы, не устраивает быт… В конце концов, просто хочется полежать на диване перед телевизором. Получается, что и детьми-то заняться некогда
По крайней мере, почитать им книгу… На самом же деле это очень важно. Сказки Пушкина для детей, к примеру, могут подсказать, какое решение было бы правильно принять в какой-либо сложившейся проблемной ситуации
Да и не только они. В психологии существует даже термин «сказкотерапия». Вместе со сказкой в ребёнка вселяется надежда. Чем дольше он верит в чудеса, тем оптимистичнее он будет смотреть на жизнь.
Естественно, для настоящей сказки важна хорошая концовка. Это необходимо для того, чтобы дать ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы ни происходило в сказке, всё равно всё будет хорошо. Получается, что все испытания, выпадающие на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их мудрее и сильнее. Ну а герои, совершившие плохие поступки, рано или поздно получают по заслугам. Одним словом, как человек относится к миру, так и мир относится к нему.
21. «Русские волшебные сказки» (Ozon, My-shop) и Х. К. Андерсен «Лучшие сказки» (Ozon, My-shop)
А где же старые добрые сказки, спросите вы? Нашлось и для них место в моей подборке. Правда, я не уверена, что их всегда можно назвать добрыми Раньше с детьми не слишком церемонились и с самого мала включали в сказки шокирующие фрагменты с отрезанием языка, сдиранием шкур и сжиганием в печке. Но если подходить к подбору сказок с некоторой фильтрацией, исключая, к примеру, «Синюю бороду» и «Терешечку» с кровожадной Чувилихой, то сказки обязательно понравятся ребенку и не травмируют его психику.
Я долго искала достойные сборники русских и зарубежных сказок, так как не хотелось покупать все по отдельности. Но, как оказалось, это нелегкая задача. У меня складывается впечатление, что издательства при компоновке сборников из уже зарекомендовавших себя произведений, считают, что все можно свалить в кучу с какими угодно текстами и какими угодно картинками.
В итоге я остановила свой выбор на сборниках от издательства Росмэн – «Русские волшебные сказки» и Х. -К. Андерсен «Лучшие сказки» (ведь именно сказки Андерсена являются основными представителями зарубежного творчества тех времен).
Скажу сразу, эти сборники тоже не идеальны. Но, думаю, их можно назвать более-менее достойными, с хорошей подборкой сказок, и неплохими текстами, как раз подходящими для 4-5 леток.
Вот еще несколько сказок, которые я докупала дополнительно к этим сборникам (по причине красивых иллюстраций, хороших отзывов или просто их отсутствия в сборниках):
Книги для детей от 3 до 5 лет
Русская литература
- Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»
- Аким Яков Стихи для детей
- Благинина Е. Стихи для детей
- Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
- Белозеров Т. Стихи
- Берестов В. Любые произведения для детей
- Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие
- Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).
- Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
- Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки»
- Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»
- Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ежикова З. «Крот и его друзья»
- Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»
- Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги
- Жуковский В. «Стихи для детей»
- Заходер Б. «Стихи для детей»
- Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке
- Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.
- Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»
- Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»
- Кондратьев А. Стихи для детей
- Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик»
- Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»
- Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»
- Левин В. «Глупая лошадь»
- Маршак С. «Детки в клетке»
- Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи
- Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»
- Мошковская Э. Стихи для детей
- Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков»
- Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.
- Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.
- Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»
- Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.
- Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
- Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки»
- Пушкин А.С. Сказки
- Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»
- Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»
- Сапгир Г. Стихи для детей
- Сладков Н. «Сказки леса»
- Собакин Т. Стихи и сказки
- Степанов В.А. стихи (на выбор)
- Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки
- Токмакова И. Стихи для детей
- Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
- Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей
- Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки»
- Цыферов Г. Сказки
Зарубежная литература
- Асбьернсен «Норвежские сказки»
- Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
- Джани Родари “Чипполино”
- Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы»
- Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»
- Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»
- Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
- Несбит Э. «Билли-король», «Беллинда и Белламант»
- Перро Ш. Сказки
- Пино К. Сказки
- Поттер Б. «Сказки кошки Табиты»
- Хогарт Энн «Мафин и его друзья»
- Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
Как правильно читать детям
Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг
У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно будет поделать упражнения для развития внимания.
Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку
Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.
9. С. Прокофьева «Маша и Ойка» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
Скажу сразу, мне книга не понравилась. Но не написать про нее я не могу, потому как дочь слушала ее не без интереса, да и в магазинах про эту книгу можно найти большое количество положительных отзывов. Я выскажу свое мнение, а вы почитайте отзывы других людей и примите решение.
Итак, эта книга о двух девочках – Маше и Ойке. Маша – девочка абсолютно положительная, не имеющая недостатков в принципе, Ойка в свою очередь вобрала в себя все отрицательные черты, какие только могут быть у детей. Уже само по себе это деление на хороших и плохих немного настораживает с самого начала книги.
Каждая история – это очередная проблема, возникнувшая у Ойки – жадность, трусость, мокрые штанишки и т.п., с которой она справляется с помощью своих друзей. Я не против добрых поучительных историй (как у того же Пляцковского), но у Прокофьевой мораль слишком уж очевидная. Постоянно наталкиваешься на фразу «Как тебе не стыдно!» и усмешки зверей в адрес Ойки. Более того, частенько Ойку стыдят за огрехи, за которые и стыдить-то смысла нет. Еще никто не перестал писаться в штанишки или бояться темноты от того, что его за это пожурили.
5. Е. Серова «Сказка о страхе» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
У психологов есть один проверенный способ борьбы со страхами – сначала как следует обсудить фобию, а затем хорошенько «растоптать» ее. По этому же принципу построена и эта поистине терапевтическая сказка. Сначала нам в красках рассказывается о том, как главный герой мышонок и все лесные жители пребывают в страхе (на картинках даже изображается некий собирательный образ страха), а затем мы узнаем, как отважный мышонок все-таки решается сделать шаг вперед и побеждает его. В конце даже дается очень ценный секрет для победы над страхом.
Наверно, все дети в большей или меньшей степени побаиваются темноты. Эта сказка поможет сделать важный шаг на пути преодоления этой боязни или станет очень убедительным аргументом, когда малыш вдруг сообщит о том, что ему не по себе.
5. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Чем популярнее и чем «заслуженнее» книга, тем больше у нее различных изданий и оформлений, и тем тяжелее выбор родителя перед покупкой. По себе же я заметила, что если искомая книга была у меня в детстве, то я ничего не могу с собой поделать, и практически всегда ищу издание с картинками «из детства» В данном случае, мне был нужен Незнайка именно с иллюстрациями Лаптева. И я его нашла.
А вот что касается продолжения приключений Незнайки (на Луне и в Солнечном городе), то я решила воздержаться от их покупки, да закидают меня камнями поклонники этого известного мальчика в шляпе. Многочисленные негативные отзывы о том, что книги изобилуют, во-первых, бесконечными техническими описаниями, а во-вторых, ругательствами и насилием с избиением дубинками и пытками электрошокерами, убедили меня в том, что мы сможем обойтись и без них.
Итоги
Сказок в мире написано очень много. Каждому ребёнку можно подобрать что-то в зависимости от его интересов. Девочке обязательно понравится, к примеру, сказка про принцесу. Мальчишка с удовольствием послушает историю о машинках или паровозике. Рассказывая малышу сказку, вы воспитываете его, развиваете его внутренний мир, даёте знания о жизненных законах и о способах проявления смекалки.
Дети, которым читают сказки, начинают рано говорить. Причём не простым набором слов, а красивым, грамотным литературным языком. К выбору сказок подходить необходимо очень ответственно. Не нужно останавливаться на сокращённых произведениях. Они «пустые». А вот хорошая полная сказка отлично поможет сформировать у малыша основы общения и поведения, научит терпению, упорству, умению ставить перед собой серьёзные цели и твёрдо к ним идти.