Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки – сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте – у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это – активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Особенности поведения детей-Раков по возрастам

  1. Младенец-Рак. Недавно появившиеся на свет детки-Раки – мечта любого родителя. Они спокойны, не капризны, быстро развиваются. Им очень нравятся звуки природы – шум водопада, пение птиц – и спокойная негромкая музыка.

  2. Малыш-Рак. Когда ребенок-Рак чуть подрастает, он начинает испытывать острую необходимость в собственной территории. Такой может стать уютное место в доме, в котором малыш может побыть в одиночестве. Маленький Рак вполне может занять себя самостоятельно – он не слишком нуждается в компании для игр.

  3. Подросток-Рак. Взрослея, дети-Раки учатся контролировать свои эмоции и не настолько бурно проявлять чувства, однако ранимость и восприимчивость никуда не деваются. При излишней критике либо из-за стресса подросток может замкнуться в себе и перестать общаться на личные темы даже с самыми близкими людьми. В этот период закладываются основы взаимоотношений со сверстниками, предпочтения и навыки, которые пригодятся в будущем.

Как формируется характер?

Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.

В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.

Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:

  • Первичные черты. Эта часть характера формируется в раннем детстве (обычно в период от 2-3 до 7-9 лет).
  • Социальные черты. Эта часть формируется преимущественно в школьном возрасте – между 7 и 14 годами. В этот период дети постигают тонкости социального взаимодействия, контактируя с родственниками, одноклассниками, друзьями и воспитателями.
  • Волевые черты. Формирование воли и дисциплины происходит в период между 14 и 18 годами. В подростковом возрасте человек постоянно сталкивается с выбором между правильными и желанными действиями, сознаёт последствия и цену принятых решений.
  • Базовые черты. Это обширная группа свойств характера, формирующаяся, развивающаяся и меняющаяся в течение всей жизни. В неё входят любознательность, общительность, отзывчивость, нравственность, способность к состраданию и прочие черты, определяющие взаимодействие человека с обществом и окружающим миром.

К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:

  • пример со стороны близких и просто значимых людей;
  • чужое мнение, одобрение и осуждение;
  • культура (литература, фильмы и прочие произведения);
  • нормы морали, религия и идеология общества.

В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.

Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.

Что такое характер?

В переводе с греческого слово «характер» означает: царапина, метка, клеймо или черта, особенность.

Характер ребенка — это совокупность психических особенностей человека, которые проявляются в его действиях, поступках, поведении, отображаются на успешности существования в обществе.

Характер включает в себя и темперамент, и приобретенный жизненный опыт (даже если он еще совсем небольшой), и уровень интеллекта, и особенности выявления эмоций, и еще многое другое, что мы имеем в виду, характеризуя того или другого человека. Со временем под влиянием разных обстоятельств характер человека может меняться.

Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики человека, присущие каждому из нас от рождения. Свойства темперамента накладывают отпечаток и на характере ребенка, и на проявление его урожденных способностей, и на особенности поведения в разных ситуациях. Это фундамент, на котором строится его характер.

От темперамента зависит, например, скорость восприятия новой информации, живость ума, продолжительность концентрации внимания, способность не отвлекаться от основного вида деятельности, скорость запоминания, умение быстро включиться в новый вид работы и другое. Но темперамент не может предопределять такие качества, как откровенность или лживость человека, нравственность или аморальность поступков человека, интерес к какому-то определенному виду деятельности.

Ребенок с сильной уравновешенной нервной системой может вырасти и человеком, который настойчиво добивается поставленной цели, и бездельником. Вместе с тем, флегматичный ребенок имеет почти одинаковые шансы, вырасти как пассивной, безынициативной, ленивой, так и деятельной, старательной, настойчивой личностью. Все будет зависеть от того, какие нормы поведения он усвоит из раннего детства и как родителям удастся сопоставить их с особенностями темперамента.

Они учатся намного старательнее и усерднее других детей.

Ну скажите на милость, какие дети действительно и искренне любят учиться? Только «золотые дети», растущие в семьях нарциссов. В отличие от других детей, эти дети очень любят ходить в школу, ведь там они могут в очередной раз доказать, что они лучше, умнее и талантливее всех вокруг.

Школа для них – все равно что вода для рыбы, и время, проведенное там, они ценят куда больше свободного. В условиях соперничества и конкуренции за оценки они буквально расцветают, и четко идут к цели, невзирая ни на что.

Как правило, они являются лучшими учениками в классе, а то и во всей школе. Они всегда на хорошем счету у всех учителей, и остальным ученикам советуют на них равняться. Они никогда не нуждаются в помощи со своей домашней работой, и даже могут рассказать своим друзьям что-то интересное, чему их не научат в школе.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, – это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними

Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа – не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают творческие личности: художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Здоровье ребенка-Овна

Ребенок-Овен порой не чувствует усталости, настолько сильно он погружен в ежедневную активность и сконцентрирован на окружающем мире. Такие дети нередко получают различные травмы во время игры, даже не заметив этого тут же.     

Самое слабое место у Овна – это голова и все органы, расположенные в этой части. Если анализировать гороскоп более детально, то понимаешь, какой вред здоровью могут нанести различные не радужные ситуации. Однако можно точно утверждать, что есть вероятность столкновений с мелкими проблемами, связанными со зрением, слухом или зубами. 

С раннего возраста родителям необходимо приучить своего ребенка как следует чистить зубы дважды в день, иначе сложностей точно не избежать в будущем. 

Плохое самочувствие, различные болезни точно не понравятся Овнам. Ведь из-за этого придется сидеть дома в четырех стенах, пить какие-то непонятные таблетки, а еще хуже ходить по больницам, посещая людей в белых халатах. Вообще Овны редко болеют, но бывает, что высокая температура не обходит их стороной. 

Основные увлечения детей-Овнов

Малыши-Овны всё время пытаются найти новые, любопытные, интересные вещи, из-за чего они такие неусидчивые. Именно поэтому школьную программу необходимо разбавить чем-то еще, например, записать ребенка в какой-нибудь кружок, однако следует дать выбор именно ему, чтобы занятие приносило удовольствие. Пусть не сразу будет получаться, но не нужно ругать его за это или наказывать, что еще хуже. Возможно, нужно поменять сферу дополнительных занятий. Поверьте, если ребенку будет по душе это дело, то он проявит максимальное количество сил, чтобы добиться успеха здесь. 

Ребенку-Овну с такими характеристиками, как энергичность, подвижность следует подбирать занятия с большим уровнем активности. Сюда отлично подойдут танцы, спортивные секции. Мальчики в основном опираются на своего кумира из мультиков, истории или кино. Однако образцом подражания должен быть собственный отец – человек ответственный, надежный и уверенный в себе.

Возрастные особенности детей 4 5 лет мальчика и девочки

Легко ли расстраивает вашего дошкольника такие задачи, как застегивание пиджака? На данном этапе пальцы вашего ребенка все еще лучше подходят для бросания мячей, чем для завязывания шнурков, потому что тонкая моторика и зрительные области его мозга еще не полностью развиты.

Ваш ребенок может начать проявлять беспокойство или пытаться утешить других, кто грустит или злится. Ее способность понимать чувства через слова или язык тела развивается. Она может сочувствовать людям, которые находятся не прямо перед ней (тетя, о которой вы говорите, или персонаж в истории). И поскольку ее устные навыки улучшились, она теперь может предложить сочувствие со словами и выразить свои собственные чувства.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих

Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

  • способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

  • тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

  • динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Основные черты личности

Личность оценивается с точки зрения наличия или отсутствия у нее определенных черт:

  1. Самостоятельность и независимость &ndash, способен ли человек действовать, не опираясь на мнение других людей.

    Самостоятельность &ndash, черта зрелой личности, она может быть психологической, мыслительной. Независимый человек спокойно переносит одиночество.

  2. Способность к творчеству &ndash, этот фактор определяет, может ли человек создавать что-то новое.
  3. Активность и целеустремленность &ndash, способность действовать, добиваться, реализовывать свои цели, обладание силой воли, умение не растрачивать себя на бессмысленные занятия.
  4. Адекватность &ndash, спокойное, мудрое отношение к жизни и ситуациям, способность действовать разумно.
  5. Чувство юмора &ndash, помогает справляться с жизненными неурядицами.
  6. Стремление к развитию &ndash, есть ли у личности потенциал, желание двигаться вперед или его устраивает текущее положение дел. Если нет развития, то получается обратный процесс &ndash, деградация.
  7. Способность принять ответственность в первую очередь за себя, свою жизнь и поступки.
  8. Самоуважение, достоинство &ndash, человек должен понимать личные границы, уметь не допускать в них негативных людей и ситуации, одновременно с этим уважать других членов общества.

Личность &ndash, это наличие индивидуальных черт характера, но это не просто отличия, а присутствие моральных принципов, а также приемлемый способ взаимодействия с миром.

Отрицательные качества вашего характера , тест:

Воля в детском характере

Говорят, воля — хребет характера.

Стремясь чего-либо достигнуть, мы строим кланы, принимаем решение, преодолеваем препятствия. Эту совокупность действий, усилий — правда, в зачаточном состоянии — мы можем наблюдать и у грудного ребенка: он протягивает ручонку к свету, цветку, игрушке, но его сравнительно легко обмануть, заменив один предмет другим. Только когда ребенок научится играть, т. е. в определенном смысле трудиться, волевые качества получают развитие.

Каждая активная деятельность ребенка помогает формированию воли. Вез воли мы не представляем себе характера. Она — основной его компонент, определяющий, является ли человек целеустремленным или бесцельным, смелым или нерешительным, колеблющимся и потому поддающимся влиянию или твердым, пасует перед препятствиями или мужественно преодолевает их. Воля ведет к инициативности, выносливости, вырабатывает самостоятельность, самоконтроль, веру в себя, дисциплинированность, изобретательность, организованность и многие другие положительные свойства. Воспитание у детей твердой воли во многом зависит от нас, нашего поведения. Однако мы, к сожалению, слишком часто видим, как дети легко перенимают у нас отрицательные черты: нерешительность, несамостоятельность, боязнь трудностей, чужого мнения и т. д.

Разумеется, в системе общего воспитания мы должны помнить и о специальных методах формирования твердой воли. С малых лет начинаем закаливать ребенка.

Грудной ребенок легко привыкает к прохладному душу после купания в теплой воде, и это идет ему на пользу, а «ползунок» уже очень охотно принимает холодный душ, особенно если при этом разрешается повизжать и покричать. Для закаливания ребенка зимой нужно водить его на прогулки, летом — к реке, все повышая требования к его физической выносливости, к выполнению тех или иных мелких поручений и т. д. Учите преодолевать голод, жажду, аппетит на все, что предлагается в витринах магазинов.

Малыш должен уметь владеть своими побуждениями — это помогает формированию сильного характера. Бывают, например, минуты, когда ребенок должен помолчать, быть дисциплинированным перед гостями, не привлекать к себе внимания других и т. д. Укрепляют волю и учебные занятия. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте учатся играть на музыкальных инструментах, ходить на лыжах, коньках и т. д. физическая закалка способствует формированию положительных черт характера. На пятом году жизни надо начать учить ребенка самоотречению.

Плохой воспитатель тот, кто убежден, что нынешние дети и молодежь не должны ни в чем себе отказывать. Этим как раз мы и приучили бы их к избалованности, внутренней несобранности, эгоизму, бесцеремонности. Малышей надо учить радоваться, одаряя других, отказываясь от чего-либо, даже весьма дорогого, в пользу человека, которого мы любим и которого хотим обрадовать. Предполагается, что щедрый ребенок, который может спокойно от чего-то отказаться, будет в дальнейшем переносить утраты легче, нежели ребенок эгоистичный. Как родители, помогающие своим детям воспитывать сильный характер, давайте вдумаемся в требования морального кодекса нашего общества.

Характер ребенка Девы

Ребенок Девы очень любопытен. Он любит исследовать мир, в котором живет, чтобы узнать о нем как можно больше. Высокий интеллект, дающий о себе знать с раннего детства – главное качество ребенка Девы.

Они любят учиться, но также пытаются освоить слишком много за один раз. Желание делать все идеально и правильно может привести к некоторым разочарованиям. Поэтому родители не должны их ругать за промахи. А напротив, дать понять ребенку, что ошибаться – это нормально. А также идти вперед в меньшем темпе. У детей нет крайних сроков, их работа – быть ребенком. А для того, чтобы быть взрослым, есть вся остальная жизнь.

Дети, рожденные под знаком Девы, обладают высокоразвитыми коммуникативными навыками. Им должны быть предоставлены как можно лучшие условия для обучения, так как они любят учиться и втискивать как можно больше знаний в свой мозг.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был настолько хорош, насколько это возможно, создайте ему мирную среду для жизни и предоставьте все инструменты для изучения всего, что их интересует.

Ребенок-Дева не любит, когда его дразнят, торопят, критикуют. Он предпочитает идти всегда своим собственным путем.

Дети знака Девы часто слишком напряжены от природы и имеют склонность к переутомлению. Кроме умственных занятий, им необходим полноценный отдых. Им нужно больше играть в простые игры и просто развлекаться. Для полноценной жизни детям-Девам обязательно нужно научиться получать удовольствие.

Ребенок Дева в детстве обычно худощавого телосложения и довольно хрупок в детстве. Необходимо уделять много внимания их питанию, гигиене и полноценному отдыху. Они могут стать эгоцентричными в отношении своего здоровья. Существует много ипохондриков, рожденных под этим знаком.

Родительская забота творит чудеса. Но все же нужно всегда следить за тем, что беспокоит вашего ребенка

Важно, чтобы они были уверены, что вы всерьез воспринимаете их проблемы

Ребенка Деву трудно понять и они нелегко сходятся со своими сверстниками. Они слишком придирчивы к своим друзьям, очень чувствительно переживают их ошибки и недостатки.

Важный жизненный урок для ребенка Девы заключается в том, чтобы не быть слишком критичными и принимать других людей такими, как есть. Со всеми их слабыми и сильными сторонами.

5 советов родителям по воспитанию ребенка-Рака

Раки обладают очень развитым воображением и богатым внутренним миром. В раннем детстве, пока ребенок еще не нарастил себе защитную скорлупу, любое эмоциональное потрясение может надолго выбить его из колеи. Родителям стоит предоставить ребенку возможность выразить себя в творчестве и вместе с тем дать понять, что он находится в безопасности и всегда может прийти за советом.

Дети-Раки очень эмоциональны и могут расстроиться по любому поводу. Слезы, нытье и рыдания могут начаться на ровном месте безо всяких видимых причин

Родителям важно подавать критику и замечания так, чтобы дать понять ребенку – он любим несмотря ни на что.

Семья, дом и родные – самое главное в жизни маленького Рака. Атмосфера любви и уважения в доме позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и без страха взаимодействовать с окружающим миром
Если родители ссорятся или просто не способны на проявление любви и заботы, ребенок будет постоянно находиться в глубоком стрессе, что может серьезно повлиять на его здоровье.

Другая крайность – излишнее внимание и гиперопека

Раки по природе своей крайне инфантильны, и к самостоятельности их необходимо приучать с самого раннего детства
В противном случае даже во взрослом возрасте Рак может так не научиться принимать решения самостоятельно.

Раки любят как получать заботу и любовь, так и дарить ее, им важно о ком-то заботиться. Стоит завести домашнее животное – это добавит ребенку ответственности и поможет научиться планировать свои действия.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Характер и его формирование

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Как воспитать сильный характер

Лучшим пособием на пути совершенствования характера является книга Девида Брукса «Путь к характеру». Она повествует о том, почему многие успешные люди говорят: «Да, можно разбудить свои лучшие личные качества и полностью реализовать себя».

Прежде всего, сильный характер требует воспитания с раннего возраста. Задача родителей – сформировать у ребенка определенное мировоззрение, определяющее поведение и поступки. Для этого используют определенную систему, которая предполагает сочетание игровой, трудовой и учебной деятельности, в процессе ребенок накапливает полезные навыки правильного поведения.

Необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы деятельность малыша в полной мере соответствовала прививаемым принципам. Нельзя воспитать сильный характер, если не предлагать ребенку условия, в которых ему нужно проявить мужество.

Важнейшее средство воспитания сильного характера – труд. Доверяя ребенку общественно значимые задачи, которые требуют преодоления трудностей, вы воспитываете у ребенка такие черты гармоничной и успешной личности:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • коллективизм.

Самовоспитание характера – важнейший этап формирования личностных качеств. Приучайте ребенка к чтению, поскольку на примере литературных героев он сравнивает свое поведение, учиться принимать решение, контактировать с друзьями и взрослыми. Еще один этап успешного самовоспитания – умение сдерживать нежелательные привычки. Помните выражение – посеешь привычку, пожнешь характер

Чтобы в будущем не пришлось корректировать отрицательные индивидуальные качества, обратите внимание на детские привычки

О типах людей и личностных качествах – смотрите на видео.

Характеристика на школьника из неблагоприятной семьи с плохим поведением

Характеристика на учащуюся 9-А класса МОУ «Школа-коллегиум» № 14 г. Свердловска

Крапивную Марию Антоновну, проживающую по адресу: Проспект Мира, д. 17.

Крапивная Мария Антоновна учится в школе-коллегиуме с первого класса. Воспитывается в полноценной, но неблагоприятной семье. Отец и мать злоупотребляют спиртными напитками, в связи с чем ребенок часто предоставлен сам себе. Участия в школьной жизни родители не принимают, относятся к учебе девочки с полным равнодушием. На протяжении последнего года Мария посещает школьного психолога, который отмечает, что ей остро не хватает родительской любви и заботы, поэтому школьница отказывается соответствовать общепринятым нормам — вульгарно красится, носит вызывающую одежду.

Мария часто прогуливает уроки, нарушает школьную дисциплину, срывает уроки, постоянно опаздывает. Успеваемость у девочки на среднем уровне. Предпочитает гуманитарные науки, имеет хорошие способности к изучению языков. Не приемлет математические дисциплины, поэтому их не посещает. Умеет логически мыслить, анализировать материал, рассуждать и даже интеллигентно спорить, четко доказывая свою мысль. В будущем хочет стать переводчиком.

Положительные черты характера: доброта, честность, любознательность. Отрицательные: безответственность, грубость, упрямство.

Вредные привычки: курит.

Отношения в классе складываются только с мальчиками, девочек она старается избегать, относится к ним насмешливо. К спорту и творчеству равнодушна. В жизни класса участия не принимает, игнорируя все внеклассные мероприятия.

Семья стоит на учете в отделе по делам несовершеннолетних как неблагополучная. С девочкой и родителями неоднократно проводились профилактические беседы.