Оглавление
Архитектура
Экскурсоводы сравнивают творение Сала Сала с храмом Святого Семейства в Барселоне, строительство которого продолжается по сей день. Оба шедевра выполнены в стиле каталонского модерна, но храм Святой Магдалины в Новельде выглядит более скромно и лаконично. Трапециевидное здание устремленно вверх благодаря множеству стрельчатых псевдоготических окон и вытянутых арок. Передний фасад украшают две островерхие колокольни, напоминающие сказочные башни.
Внешняя облицовка выполнена исключительно из местных природных материалов — песчаника с ближайшей каменоломни и гальки из протекающей в долине реки Виналопо. Узкие окна обрамлены красным кирпичом. Фасады украшают изразцы и кресты. Здание выдержано в естественном светло-бежевом цвете, благодаря чему гармонично вписывается в сельский пейзаж и кажется практически невесомым.
Фасады декорированы израсцами, borisnov
Иисус Христос и Мария Магдалина
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.
Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.
-Мария! – услышала она голос, который узнала бы из тысячи.
-Раввуни!
Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.
Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.
«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».
Примеры помощи
Известно о множестве чудес, совершившихся по молитве к святой еще в Средние века. Вот некоторые из них, приводимые сборником «Золотая легенда»:
- во время кораблекрушения святая спасла беременную женщину, давшую обет отдать своего ребенка в посвященный ей монастырь; обет был исполнен;
- слепой, шедший к мощам угодницы Божией, прозрел, едва его поводырь разглядел вдали монастырь, где они находились;
- ведший греховную жизнь человек совершенно раскаялся после явления ему святой.
А вот случай исцеления души уже из современной жизни. Его приводит интернет-страница Спасского собора г. Кирова, где есть икона святой с частицей мощей.
В туристическую поездку на Святую Землю отправились Марина с дочерью Катей. Мать очень беспокоило то, что Екатерина стала равнодушна к вере. Не оправдала ожиданий и поездка, став больше туристической. Но на обратном пути, когда экскурсовод заговорила о посещения монастыря св. Марии Магдалины, кто-то из группы задал вопрос:
«А кто такая Магдалина?». Неожиданно, к удивлению матери, Катя встала, и, опередив экскурсовода, громко сказала: «Мария Магдалина – это мироносица, это ученица Господа нашего Иисуса Христа! Она не оставила Его во время страданий. Стояла при Кресте вместе с Богородицей и с другими женщинами, утешала и поддерживала плачущую Мать Христа, изнемогающую от боли за Сына! Вот она кто!». Праздные разговоры тут же стихли. Позже Катя сказала: «Мам, знаешь, мы вернёмся домой – и снова в храм сходим! Ты не думай, я всё помню: и Рождество, и лампадки, и как мы с тобой причащались – всё! Не знаю, почему так долго в храм не ходила… Какое-то прямо помрачение… А вот сейчас всё высказала – и поняла: я верю по-прежнему! Как будто туман какой-то в голове рассеялся – и всё стало ясно!»
Марию, которую не все понимали при земной жизни, многие не понимают и сейчас: ее ревность, горячую проповедь, нерассуждающую веру. Возможно она – самый яркий пример того, что значит быть святым, причастным иному миру, а значит – чуждым миру земному, насмехающемуся, иногда – кощунствующему. К таковым обращено слово св. Иоанна, духовного друга Марии:
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).
Наталья Сазонова
Святые мощи
Считается, что до XI в. мощи пребывали при храме константинопольского монастыря св. Лазаря. После Крестовых походов католиками были взяты многие христианские святыни Востока. С XI-XII вв. честные останки множества угодников Божиих, разделенные на части, встречаются во многих храмах Запада. Та же участь постигла мощи св. Марии. Сейчас их части есть как на Западе, так и на Востоке.
Западная Европа
Свт. Димитрий Ростовский полагал, что мощи, кроме главы, находятся в храме св. Иоанна Латеранского (Рим). Однако, это не совсем так. Части мощей известны также:
- в аббатстве Везле (уничтожены протестантами во время Реформации XVI в.);
- в Риме в храме Сан-Джованни-деи-Фиорентини – здесь можно увидеть стопу св. Марии в серебряной раке; ее изготовил неизвестный мастер XVII в., подставку под реликварий – знаменитый скульптор, ювелир Бенвенуто Челлини (XVI в.)
- в церкви, посвященной святой, города Сен-Максимен-да-Сент-Бом французской области Прованс; здесь находится глава святой; во время религиозных войн верующие смогли спасти ее от уничтожения.
На Востоке
Местом нахождения частей мощей угодницы Божией считаются Иерусалим, Ливия, ряд греческих обителей, включая монастыри горы Афон:
- часть десницы находится в храме Гроба Господня; другие части правой руки святой – святыни монастыря Икосифинисса (горы Пангей в Греции) и так называемого «Сирийского монастыря» из ливийской долины Вади-эн-Натрун;
- левая рука святой с середины XVII в. была одной из главных святынь афонской обители Симонопетра; от нее засвидетельствовано множество чудес; в 1747 г. святыню похитили пираты, она оказалась в Ливии; выкупить мощи удалось лишь через 20 лет;
Интересный фактДлань св. Марии известна множеством чудотворений: так, после молебна перед мощами в 1911 и 1912 гг. погибли гусеницы и саранча, уничтожавшие урожай на полуострове Халкидики и близ Фессалоники, дважды – в 1945 и 1947 гг. – монастырь был спасен от лесных пожаров. Последний приезд святыни в Россию состоялся 2 сентября 2006 г.
малые частицы честных мощей можно увидеть также по крайней мере в 20 обителях Афона, материковой Греции, островов Патмос, Эвбея.
Внутреннее убранство
В плане внутренне помещение имеет чашевидную форму, в то время как классические католические храмы строились в виде креста. Нестандартное решение символизирует чашу с бальзамом, которым Мария Магдалина смазывала раны Спасителя. Более широкое у входа (подставка) пространство переходит в достаточно узкий зал (ножка), а затем расширяется у апсиды (чаша).
Стены кремово-белого цвета занимают большие живописные полотна А. Кастельяноса, изображающие сюжеты из жизни Магдалины. Алтарная картина — покаяние перед крестом — принадлежит кисти Гастона Кастельо. Некоторые окна украшают витражи. Над входом висит незавершенный орган, все элементы которого выполнены из мрамора. Трубы органа находятся в другой части зала — у алтаря.
Панорама внутреннего помещения храма Святой Марии Магдалины на Google-картах
Орган
Мраморный орган появился в храме уже в XXI веке, после завершения работ по созданию витражей. Инструмент уникален, поскольку даже трубы выполнены из мрамора. Его созданием занимается органист и органный мастер Иван Ларреа, а средства на реализацию этой необычной затеи поступают от добровольных пожертвований.
Пока в храме установлена и смонтирована только часть труб — остальные (всего должно быть 800) «ждут» в мастерской Ивана финансирования на доставку и монтаж. Во время служб и экскурсий недостроенный орган оживает, наполняя зал величественной музыкой камня.
Мраморный орган появился в храме уже в XXI веке, borisnov
Достопримечательности монастыря и его земли
Церковь Марии Магдалины издалека притягивает взоры своими белыми стенами и золотыми куполами. Находится обитель у подножия Масличной горы и окружена гефсиманским садом. Неподалеку расположена гробница Божией Матери. Попасть на территорию храма можно через большие ворота золотого цвета, находящиеся к югу от горы. Зайдя внутрь, увидите лестницу. Эта лесенка ведет в Гефсиманский Грот, где во время моления Христа уснули апостолы Иаков, Петр и Иоанн. Именно на этом месте Иисус произнес всем известные слова: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение. Дух бодр, плоть немощна». Здание церкви Марии очень красиво и богато убрано, но в то же время покоряет своей простотой. Вокруг витает душевное спокойствие, возвышенность и гармония. Здесь поддерживается чистота. Сад ухожен, в нем находится множество деревьев и цветов. Внутри все довольно просто и скромно, без лишнего лоска. Над алтарем — изображение Магдалины, держащей в руках яйцо, принесенное правителю Тиберею. С этой истории, когда император выронил покрасневшее яйцо из рук со словами «Воистину воскрес!», и началась традиция красить яйца на Пасху.
Что посетить
Отправляясь в Париже в храм Мадлен, следует обратить внимание, что совсем рядом находятся не менее интересные для путешественника объекты, которые можно посетить в один день. Площадь Мадлен, на которой находится и сам храм, является популярным местом в Париже
На ней расположилось множество лавок и магазинчиков. Например, в Ла Дуре можно отведать вкусные десерты. Такие лавки называются здесь гастрономическими бутиками (Fouchone). Площадь переходит в улицы с бутиками, где можно купить духи, спортттовары, спиртные элитные напитки, кожаные и меховые изделия
Площадь Мадлен, на которой находится и сам храм, является популярным местом в Париже. На ней расположилось множество лавок и магазинчиков. Например, в Ла Дуре можно отведать вкусные десерты. Такие лавки называются здесь гастрономическими бутиками (Fouchone). Площадь переходит в улицы с бутиками, где можно купить духи, спортттовары, спиртные элитные напитки, кожаные и меховые изделия.
Гранд опера — это театр с удивительной архитектурой в стиле боз-арт, который находится во дворце Гарнье. В здании есть также библиотека-музей с театральными декорациями, рисунками, фотографиями, картинами, изображающими прошлое оперы. Тут расположено театральное и танцевальное фойе, театральный зал. Вместимость этого зала — 1900 человек. Стоит побывать, если не на концерте, то хотя бы возле здания и внутри него. Многочисленные скульптуры, колонны, купол и отделка в зелено-изумрудных тонах поражают воображение и точно стоят внимания каждого, кто приехал во Францию.
Площадь Согласия является центральной площадью в городе, на которой установлен подаренный египетским правительством обелиск Рамзеса. Это не только исторический участок с мрачным прошлым, но и место встреч, мероприятий, возле которого находятся другие не менее популярные достопримечательности Парижа: сад Тюильри, Елисейские поля, Лувр.
Вандомская площадь находится к северу от сада Тюильри. Была создана как памятник армии более трех столетий назад. В центре площади расположена Вандомская колонна, установленная Наполеоном. Ее украшают бронзовые барельефы в количестве 425 штук, изготовленные из военных трофеев.
Кино
Как правило, фильмы о святой создаются западноевропейскими и американскими режиссерами. Для них, как правило, характера вольная интерпретация исторического материала, Евангельского текста, личности самой святой:
- в картине «Мария Магдалина» австралийца Г.Дэвиса (2018 г.) Мария предстает как девушка из рыбацкой деревушки (на самом деле Магдала была городом!), которая присоединяется к новому «социальному движению»; фильм столь много говорит о правах женщин, что зрители оценивают его как «феминистическое Евангелие»;
- в фильме М.Гибсона «Страсти Христовы» (2004 г.), значительно бережнее относящегося к тексту Евангелия, Мария предстает как женщина – нарушительница супружеской верности, спасенная Христом от побивания камнями;
- наиболее скандальный фильм о св. Марии (вернее, о том, как видит ее режиссер) – «Последнее искушение Христа», где Мария представлена женой Христа и бывшей блудницей, а сама интерпретация проповеди Христа крайне далека от текста Евангелия, насыщена фантазиями режиссера М.Скорсезе, который, однако… считал себя верующим католиком! Фильм выдвигался на ряд премий, вплоть до «Оскара», но не получил наград, не был оценен зрителями. Католическая церковь осудила его концепцию.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА СЕНТЯБРЬ
Опубликовано 03.09.2021
4 суббота 16-00 вечерня
5 воскресение 8-00 часы, Божественная литургия.
Усекновение главы пророка Иоанна Крестителя
11 суббота 8-00 часы, Божественная литургия
12 суббота 16-00 вечерня
13 воскресение 8-00 часы, Божественная литургия
18 суббота 16-00 вечерня
19 воскресение 8-00 часы, Божественная литургия
Рождество Пресвятой Богородицы
20 понедельник 16-00 вечерня
21 вторник 8-00 часы, Божественная литургия , водосвятие
25 суббота 16-00 вечерня
26 воскресение 8-00 часы, Божественная литургия
Воздвижение Креста Господня
26 воскресение 16-00 вечерня
27 понедельник 8-00 часы, Божественная литургия
Преп. Кукши Одесского
29 среда 8-00 часы, Божественная литургия
Икона Божией Матери Иерусалимская
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
В Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:ortlib.narod.ruicon-art.infoportal-slovo.rupravoslavie.ruЧитать дальше »»
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.
Главная
Предлагаем Вашему вниманию аннотацию к книге:
Уважаемые читатели!
В современной России происходит поиск духовных основ общества, без которых никакой материальный прогресс не может стать гарантией выживания нашей цивилизации и нашей идентичности. Несмотря на эволюцию духовных традиций в современном мире, для России православие и история, как оказалось, остались наиболее устойчивыми ценностями. Автор предлагаемой вниманию читателей книги постарался реализовать эти ценности в описании истории Черноморской Марие-Магдалинской женской Пустыни. Именно с нее началась женская монастырская жизнь на Северном Кавказе.
Однако история пустыни не ограничивается только этим обстоятельством. Православная жизнь утверждалась в условиях борьбы за присоединение Кавказа к Российской империи, когда наряду с военными действиями использовались и другие средства интеграции региона в российское пространство. Среди них было утверждение здесь епархиального института управления РПЦ. С другой стороны, Черноморский Марие-Магдалинский женский монастырь был примером развития и утверждения Кавказской епархии.
Привлекательна история экономической деятельности монастыря, т.к. в литературе эта тема слабо освещена. Это тем более полезно, что средства на становление и функционирование обители сестры под ведением игумении Митрофании зарабатывали исключительно своим трудом.
Интерес вызывает и история формирования уклада монастыря, его повседневности, взаимоотношения монахинь с многообразным местным населением. Особенно интересен сюжет о взаимоотношении монастыря и в целом церковных институтов Северного Кавказа с казачеством и староверами. Нам открывается истинный путь раскольников ко Господу, и насельницы Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни участвовали в этой миссии.
Читателям будет представлен конкретный факт расширения женской общежитийности в России начала XIX века на примере этого монастыря. С другой стороны, нам удастся проследить, в чем состояли особенности как в целом церковной жизни в регионе, так и в монастырском строительстве. Одно из замечательных качеств этой работы – помещение конкретной, даже детальной истории монастыря в контекст российской истории. Это и участие монахинь в поддержке наиболее беспомощных местных жителей, в образовательном процессе, а также участие в различных войнах, как сестер милосердия.
Еще одно качество этого труда – галерея личностей, их деятельность на благо монастыря. Речь идет об императрицах, об игумении Митрофании, о первом епископе Кавказа Иеремии (Соловьеве), о многих представителях крестьянства, казачества, купечества, которые на практике помогали строиться монастырю.
Современная обитель во главе с игуменией Тавифой (Зоро) свято чтит свою историю, а сестры молятся за души тех, кто ценой больших трудностей и лишений основал монастырь. Современные сестры приумножают славу этой пустыни и стоят на страже православия на Российском Северном Кавказе.
Работа П.Г. Немашкалова является серьезным вкладом в историю РПЦ на Кавказе, а также в историю Северного Кавказа
Богатый архивный материал привлечет внимание не только православных людей, но и всех любителей местной истории. Хотелось бы пожелать приятного чтения этой увлекательной и полезной книги
Доктор исторических наук, профессор
Тамара Александровна Булыгина
Книга содержит 225 стр. Цена- 600р, мягкий переплет и 1000р- твердый.
Это себестоимость, поскольку большой тираж издать мы не имели возможности.
Книгу можно приобрести в монастыре.
Избранные страницы напечатаны в разделе «книга..! на нашем сайте.
Книга будет полезна всем , интересующимся историей нашего края.
Мы в instagram: tavifa_the_abbess
Стихи
Русские поэты, посвящавшие Марии свои произведения, часто исходили из ее образа, который сложился у католиков. Это объяснимо европейским образованием, которое получала русская интеллигенция.
Раскаявшейся блудницей представлена святая у Н.Огарева (1861 г.), И. Анненского (1875 г.). Подобным же образом видится она у Б. Пастернака (1949 г.):
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Иисус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
Священник Константин Пархоменко пишет о нем:
Почитание
Оно складывается не ранее VI в. – именно тогда документы упоминают о первых паломниках на родину святой.
В православии
К настоящему времени святая почитается как «равноапостольная», что означает признание ее выдающихся заслуг в проповеди Евангелия. Особые службы ей совершаются на день памяти, в Неделю жен-мироносиц.
Как почитают католики
Образ св. Марии не менее тысячелетия считался символом покаяния, так как святую отождествляли с Евангельской кающейся грешницей. Однако воздавать ей почести как «равноапостольной» начали совсем недавно.
3 июня 2016 г. Папа Франциск подписал декрет, по которому память святой становится «литургическим праздником». По словам понтифика, это «подчеркивает достоинство женщины, призывает к новой евангелизации и напоминает о величии тайны Божьего милосердия».
В исламе
Почитание св. Марии у мусульман отсутствует. Хотя они считают Евангельскую историю частью исламской, уважением пользуется только «Мать Иисуса», Богородица. Известно, что церковь в Магдале на месте дома св. Марии, возведенная императрицей Еленой, уничтожена именно во время господства здесь мусульман.
Иконы
Первые изображения святой известны с III в. Как правило, православные иконописцы пишут ее:
- вместе с другими мироносицами у Гроба Спасителя; обычно в ее руках сосуд с благовониями;
- предстоящей Кресту во время Распятия Спасителя; сюжет встречается сравнительно нечасто, как правило, при Кресте изображаются только Богородица и св. Иоанн Богослов;
- иногда Марию можно увидеть на православных и католических иконах, изображающих Положение Христа во Гроб;
- наконец, греческие мастера XVIII-XIX вв. заимствовали у католической традиции сюжет явления Воскресшего Спасителя Марии; она представлена припавшей к ногам Христа, облаченного белыми ризами Воскресения; иногда подобные иконы встречаются и в России.
В России
Особое почитание угодницы Божией здесь начинается с XIX в. Оно связано с тем, что супруги нескольких императоров тезоимениты святой.
В Москве существовало несколько церквей, все они были домовыми – при больницах, приютах. Одна из самых известных была при так называемом Вдовьем Доме, учрежденном самой императрицей Марией Феодоровной, женой Павла I, в начале XIX в. как приют для бедных вдов.
К настоящему времени по всей стране известно несколько десятков церквей, посвященных св. Марии, среди которых немало строящихся.
В Иерусалиме
Строительство этого храма также связано с Россией. Она посвящена памяти другой царицы, Марии Александровны, супруги Александра II, освящена в Иерусалиме 14 октября 1888 г. Она построена по инициативе начальника Русской Духовной миссии на Святой Земле, архим. Антонина (Капустина), а средства на строительство выделила царская семья. Самый крупный вклад, 100000 рублей сделал сын императрицы, Александр III.
Интересный фактНа освящении церкви присутствовали члены императорской семьи, включая великую княгиню Елисавету Федоровну. А в 1921 г. она, убитая большевиками, будет похоронена при этом храме вместе с келейницей, инокиней Варварой. С 1988 г. здесь образован женский монастырь, посвященный св. Марии Магдалине.
В Европе
Так как почитание святой как равноапостольной началось у католиков не более 5 лет назад, храмов, посвященных ей, в Европе относительно немного. При этом, например, из 5 церквей святой в Польше 2 принадлежат Польской Православной Церкви, но только 3 – собственно католические, а в Германии оба храма св. Марии – православные. Немного церквей святой в других странах. Среди наиболее известных:
- во Вроцлаве; собор известен еще с XII в., несколько раз был разрушен; с XVI в. он был известен, как протестантский, ныне – католический; последняя реставрация проводилась после 2 мировой войны, когда здание в очередной раз сильно пострадало;
- в Веймаре; православная церковь появилась с XIX в., она построена для дочери Павла I, принцессы Марии, тезоименитой святой;
- в Париже; католический храм именуется «церковь Мадлен»; его строительство продолжалось около 80 лет, с 1764 по 1842; проект, посвящение церкви несколько раз менялись, ныне она представляет, по мнению специалистов, образец стиля «ампир»; на таком архитектурном решении настаивал Наполеон Бонапарт, считавший храм символом величия Франции.
В США
Храм святой находится в городе Солт-Лейк-Сити. Стиль ее архитектуры считается смешением неороманского и неоготического. Строительство проходило с 1900 по 1918 г., когда окончательно были достроены приделы, завершена роспись. На фресках храма св. Мария представлена помазывающей ноги Иисуса миром, то есть, по католической традиции, отождествляется с кающейся грешницей.