Какого спряжения глаголы брить стелить

Оглавление

Примеры определения окончания глагола

Для иссле­до­ва­ния возь­мем гла­го­лы «стро­ишь» и «зате­ет».

Какое выбрать окон­ча­ние, стро́ишь или стро́ешь? Оно ведь без­удар­ное, и поэто­му неяс­но слы­шит­ся глас­ный звук. Что писать, бук­ву «е» или «и» в окончании?

Действуем в соот­вет­ствии с ука­зан­ным алгоритмом.

Образец рассуждения

  1. Глагол «стро­ишь» име­ет началь­ную фор­му «строить».
  2. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть пишет­ся бук­ва «и» (это суффикс).
  3. По конеч­но­му -ить опре­де­лим вто­рое спря­же­ние гла­го­ла «стро­ить».
  4. Значит, в окон­ча­нии сло­ва «строишь» напи­шем бук­ву «и».

Дополнительный мате­ри­ал
О том, какие гла­го­лы отне­сем ко вто­ро­му спря­же­нию, поин­те­ре­су­ем­ся в ста­тье «Какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы пер­во­го и вто­ро­го спряжения?»

Для нагляд­но­сти изме­ним по лицам и чис­лам гла­гол вто­ро­го спря­же­ния «стро­ить»:

  • 1 лицо я стро́ю — мы стро́им
  • 2 лицо ты стро́ишь — вы стро́ите
  • 3 лицо он стро́ит — они стро́ят. 

Обратим вни­ма­ние, что почти во всех фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «и».

Рассмотрим сле­ду­ю­щий пример:

Узнаем, какое выбрать без­удар­ное окон­ча­ние у сло­ва, «зате́ет» или «зате́ит»?

Рассуждаем ана­ло­гич­но.

Обратимся к неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла «зате́ять». Это сло­во закан­чи­ва­ет­ся на -ять

У всех гла­го­лов на -ять явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «я», поэто­му на эти сло­ва сле­ду­ет обра­тить осо­бое внимание

Перечислим их:

блеять, веять, реять, лаять, затеять, сеять, чаять, таять, чуять, надеяться, отчаяться, маяться.

По конеч­но­му -ять (у дру­гих гла­го­лов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отне­сем это сло­во к гла­го­лам пер­во­го спряжения.

Значит, в окон­ча­нии сло­ва «зате́ет» напи­шем бук­ву «е». Убедимся в этом, изме­нив гла­гол «зате­ять» по лицам и чис­лам в фор­мах буду­ще­го времени:

  • 1 лицо   я зате́ю — мы зате́ем
  • 2 лицо  ты затеешь — вы затеете
  • 3 лицо  он зате́ет — они зате́ют.

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.

Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».

Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?

Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.

Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.

Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):

Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.

Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).

Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А

Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.

Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.

Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.

Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!

Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?

Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.

Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).

Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.

Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).

Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .

Источник статьи:

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Ответы:

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

14.481. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Для работы с этим заданием ЕГЭ вам понадобится умение определять спряжения глаголов.

Спряжение глагола определяется по форме инфинитива. Если у глагола есть ударное личное окончание, то инфинитив может не потребоваться. Если у глагола личное окончание безударное, то нужно:

  • Поставить глагол в неопределенную форму (знает — знать, верите — верить).
  • Определить, какая гласная стоит перед -ть.

 
I спряжение
II спряжение

Суффиксы в начальной форме

Все суффиксы, кроме «ИТЬ», например:
Читать, гореть, гулять
Обратите внимание! Эти слова тоже относятся к первому спряжению:
Таять, лаять и лелеять,
реять, блеять и затеять,
сеять, веять, маяться,
чуять, чаять, каяться,
баять, хаять и надеяться.

Все глаголы на «ИТЬ»:
Крутить, колотить, торопить
(!)клеИть, мучИть, мерещиться

Исключения –ЗАПОМНИТЬ!

+ 3 глагола-исключения:
Брить, стелить, зиждиться.

+ 11 глаголов-исключений:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
ненавидеть и смотреть

Легче всего запомнить исключения при помощи стишка:

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Теперь посмотрим на глаголы.

  1. (они) побре…т
  2. (вы) украс…те
  3. (он) заболе…т
  4. (она) завис…т
  5. (ты) посмотр…шь
  6. (ты) достан…шь
  7. (он) подстел…т

Как понять, какие буквы мы ставим в пропуски? Работая по этой схеме, вы никогда не ошибетесь в выборе буквы:

Для 1ого спряжения – буквы Е, У, Ю, чтобы было легче запомнить – НЕ ЧУЮ.

Для 2ого спряжения – И ,А, Я, чтобы было легче запомнить – ИНАЯ.

Вернемся к нашим глаголам и проведем их по данной схеме:

  1. (они) побреЮт – брить – исключение – 1 спр – НЕ ЧУЮ – Ю
  2. (вы) украсИте – на –ИТЬ, не искл, 2 спр. (ИНАЯ) И
  3. (он) заболеЕт – не на –ИТЬ, не искл., 1 спр. (НЕ ЧУЮ) Е
  4. (она) зависИт – не на –ИТЬ, искл., 2 спр. (ИНАЯ) И
  5. (ты) посмотрИшь – не на –ИТЬ, искл., 2 спр. – ИНАЯ — И
  6. (ты) достанЕшь (не на –ИТЬ, не искл. 1спр.) – НЕ ЧУЮ — Е
  7. вымочИт (на –ИТЬ, не искл. 2спр.), — ИНАЯ — И
  8. (он) подстелЕт (на –ИТЬ, искл. 1спр.) – НЕ ЧУЮ – Е

Ловушка!

Если у формы есть приставка ВЫ-, то ее следует откинуть в первую очередь, так как она перетягивает ударение на себя! В таких словах необходимо убрать приставку (высп… шься — спишь), для того чтобы определить, является ли окончание ударным.

 

ВЫлет..м

Откидываем ВЫ-:

летИм

Окончание проверено!

ВЫпуст..м

Откидываем ВЫ-:

пУст…м

Окончание не проверено!

Обращаемся к уже известным правилам.

Теперь перейдем к причастиям.

Для причастий настоящего времени принцип тот же – определяет глагол, спряжение – ИНАЯ/ НЕ ЧУЮ.

С прошедшим временем всё иначе. Вам поможет разобраться эта таблица:

Как определить гласную в суффиксе причастия?

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.

Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:

Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!

С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:

Ещё одно стихотворение, которое вы (в таком или немного другом виде) наверняка учили в школе. Это 11 глаголов-исключений, которые заканчиваются на -ать и -еть, но при этом относятся ко второму спряжению:

Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.

После «ц» буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, огурцы, белолицый, сестрицын. В корнях слов после «ц» следует писать букву «и», но тут есть слова-исключения. В школе их обычно советуют запомнить с помощью предложения:

Это боль всех людей. Просто запомните:

То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).

Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:

Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.

Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой «н», кроме трёх слов-исключений: стеклянный, оловянный и деревянный. Детям, возможно, будет легче запомнить с помощью одного из этих стихотворений:

Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).

В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:

Источник статьи: http://matveychev-oleg.livejournal.com/9746400.html

Что такое спряжение глагола – запомнить легко, выучив исключения

Один из самых объёмных по трудности разделов изучения русского языка – перед вами. Хотя, если разобраться с самого начала, ничего непостижимого тут нет. Конечно, кое-что придётся запоминать наизусть. Например, вот это: грамматическая категория, определяющаяся по числам и по лицам, – вот что такое спряжение глагола.

Если есть ударение в окончании

Определяя спряжение глагола, прежде всего посмотрите, не падает ли ударение на окончание. Если падает, то всё просто: спряжение можно легко определить по гласной. Первое спряжение имеет окончания на -ем и -ет, -у или -ю, -ут или -ют и -ёшь. А глаголы второго имеют окончания -ите, -ит, -им, -ишь, -ят, -ат.

Если ударения в окончании нет

Если в окончании глагол ударения не имеет, то спряжение покажет его неопределённая форма. Окончания на –ить принадлежат второму спряжению. Есть исключения: стелить, брить, зиждиться и зыбиться. Также глаголы второго спряжения и с окончанием на –ать и на -еть : видеть, обидеть, смотреть, слышать, вертеть, гнать, ненавидеть, держать, зависеть, дышать, терпеть.

Данный список прекрасно запоминается в другом, рифмованном порядке. Или можно запомнить по цифрам: семь на -еть, четыре на -ать. Хотя действеннее изучать таблицы. Так или иначе, запомнить, что такое спряжение глагола, и всё находящееся в этом списке исключения, совершенно необходимо. Остальное проще простого: глаголы, в которых нет ударения в окончании, пребывают в первом спряжении. Например: читать-читаю-читаем-читаешь и так далее. Какое спряжение? Правильно, первое. А почему? Потому что посмотрели вторую таблицу с окончаниями. Молодцы! Теперь выучивайте исключения!

Второе спряжение Первое спряжение
Глаголы на -ить, помимо трёх исключений Глаголы брить, зиждиться, стелить
Семь глаголов на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть, вертеть Глаголы на -еть, помимо семи исключений
Четыре глагола на -ать: гнать, слышать, держать, дышать Глаголы на -ать, помимо четырёх исключений
Глаголы на -оть, -уть, -ть и все остальные
Лицо Первое спряжение Второе спряжение
Единств. число Множеств. число Единств. число Множеств. число
Первое -у(-ю) -ем -у(-ю) -им
Второе -ешь -ете -ишь -ите
Третье -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)

Встречаются в русском языке вот такие глаголы – и вашим, и нашим. Одни формы у них подходят под первое спряжение, другие – под второе. Попробуй-ка разберись тут, что такое спряжение глагола. Придётся ещё немного исключений запомнить: бежать, брезжить, хотеть и чтить. А остальное опять по-прежнему.

Ещё немного об особенностях спряжения глаголов

Глаголы прошедшего времени и изъявительного наклонения обходятся без личных окончаний. Читал-прочитал. То же самое происходит с глаголами наклонения сослагательного. Читал бы, прочитал бы. Повелительное – даёт личные окончания только глаголам второго лица. Читай! Прочитай! Существуют ещё и недостаточные глаголы, в которых первое лицо в единственном числе не употребляется: басить, висеть, убедить, победить (медвежонок, герой старого мультфильма, которого хулиганы на гвоздик повесили, тоже искал форму глагола: я, говорит, тут висю. его поправили: не висю нужно сказать, а вишу. однако самое правильное выражение: вынужден висеть, хотя с нормальными глаголами такое нагромождение ни к чему: ведь мы обязательно скажем: они полетят, а не они будут лететь). Вот, кстати, еще один момент: в сложных глаголах только глагол быть и спрягается, а главный по смыслу остаётся в неопределённой форме всегда. Вы поняли, что такое спряжение глагола не представляет трудности? Глаголы вообще спрягаются в двух временах – в настоящем и будущем, никакого тёмного прошлого им не нужно. Это правило. Тут главное – запомнить исключения!

Источник статьи: http://fb.ru/article/88381/chto-takoe-spryajenie-glagola—zapomnit-legko-vyiuchiv-isklyucheniya

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

  • по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);

  • по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию

  • печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);

  • кричать – ты кричишь, она/он кричит
    (2);


  • велеть – ты велишь, она/он велит, они велят
    (2);


  • течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут
    (1);


  • молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат
    (2);


  • таить – ты таишь, она/он таит, они таят
    (2);


  • жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут
    (1).

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

Примеры:

  • лить – льёшь, льют (1 спр.);

  • гореть – горишь, горят (2 спр.);

  • мыть – моешь, моют (1 спр.);

  • рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу. 

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

Примеры:

  • стреляет – стрелять;

  • трещит – трещать;

  • моргает – моргать;

  • валяет – валять;

  • дрыгает – дрыгать;

  • закаляет – закалять;

  • топчет – топтать;

  • петляет – петлять;

  • пеняю – пенять;

  • повелеваю – повелевать;

  • подставляю – подставлять;

  • закапываю – закапывать;

  • конструирую — конструировать.

Итак, сделаем выводы:

  • безошибочно возвести глагол в начальную форму помогут вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»;

  • к 1-ому причисляют те слова, которые оканчиваются на –оть, -ыть, -ть, -еть, -уть, -ять при возведении в начальную форму;

  • ко 2-ому относятся те, которые при возведении в инфинитив оканчиваются на –ить, их всегда легко узнать.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Источник статьи: http://rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

Задание 11 на ЕГЭ по русскому языку: гласные в суффиксах глаголов (теория, примеры, инфинитивы для обязательного запоминания)

Война войной, а обед ЕГЭ по расписанию (надеюсь, хотя бы основная волна по расписанию). Сами-знаете-что вносит коррективы в наши планы, но подготовка к экзаменам – это то, что остаётся неизменным при любых обстоятельствах.

Продолжаем разбирать теорию, необходимую для выполнения 11 задания. Сегодня на повестке дня – правописание гласных в суффиксах глаголов.

-ОВА-(-ЕВА-) или -ЫВА-(-ИВА-)?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поставить глагол в форму 1 лица ед.числа. Например,

Если в указанной форме глагол оканчивается на безударные -Ываю (-Иваю), то в неопределённой форме сохраняются буквы Ы/И:

подглядЫвать, опаздЫвать, настаИвать

Если в 1 лице ед.числе отсутствуют Ы/И, то в инфинитиве их тоже не будет

значит, командОвать, заведОвать .

Отдельно необходимо остановиться на глаголах с ударным суффиксом -ВА- . Как определить, какую гласную писать перед ним, например, в глаголах одол. вать, выбр. вать? Пробуем убрать суффикс -ВА-, остаётся одолЕть, выбрИть (брИть). Пишем перед -ВА ту же самую букву: одолЕвать , выбрИвать . Глаголы-исключения:

  • застрЕвать (хотя застрять)
  • затмЕвать (хотя затмить)
  • продлЕвать (хотя продлить)
  • растлЕвать (хотя растлить)
  • намерЕваться (хотя намериться)
  • а также недоумЕвать, обурЕвать, увещЕвать.

Иногда в 11 задании встречаются глаголы в неопределённой форме, суффиксы которых вызывают сомнения. Правописание инфинитивов не проверяется никакими правилами. Выход один – заучивать эти “коварные” глаголы.

клеИть, мучИть, мерИть, строИть, утешИть, увеличИть, наскучИть, сосредоточИть и редко употребляемые зиждИться, зыбИться

ворочАть, ёрничАть, жаждАть

и самая распространённая группа, вызывающая сложности на -ЯТЬ:

сеЯТЬ, веЯть, реЯть, лаЯть, таЯть, чуЯть, лелеЯть, затеЯть, кашлЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

Правописание перечисленных глаголов необходимо знать и для выполнения 12 задания, где по инфинитиву мы определяем спряжение глагола, а затем гласную в окончании глаголов и в суффиксах причастий. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Другие материалы для подготовки к 11 заданию содержатся в статьях:

С теорией, необходимой для выполнения задания 26, можно ознакомиться, прочитав статьи:

Подготовка к 9 заданию (безударные гласные в корне):

Подготовка к заданию 27 (сочинение):

Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь .

Источник статьи:

Почему 11 глаголов называют исключениями? Зачем эти глаголы нужно помнить?

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/72166377

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «- ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «- еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «- ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Примеры глаголов второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на « -ать », « -оть », « -уть », « -ть ».

Таблица спряжения глаголов