Оглавление
Брак в Кане Галилейской
Считается, что браки заключаются на небесах. Один из сюжетов Библии открывается свадебным пиром, который является только декорацией к истинному смыслу, вложенному в эту историю. Здесь Иисус перед народом совершает Свое первое чудо, вступая на путь исполнения истории Израиля и всего человечества, который неминуемо ведет Его к страданиям на Кресте.
Краткий пересказ
Однажды, когда Мария, Иисус и некоторые из Его учеников присутствовали на свадебном празднестве в Кане Галилейской, за столом закончилось вино. Сообщив Иисусу об этом, Мария обратилась к слугам и сказала: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2.5).
Недалеко от них стояли шесть каменных сосудов, которые использовали для ритуалов очищения (омовения). Иисус сказал слугам наполнить эти сосуды водой, почерпнуть из них и отнести распорядителю пира. К удивлению слуг, вода тотчас же превратилась в вино, вкус которого поразил распорядителя.
Толкование сюжета
Этот, казалось бы, незатейливый рассказ полон глубокого смысла:
259 р
1
. Брак в Кане служит метафорой наступления эры Мессии, в которой Ветхий завет преображается в Новый и исполняется в нем. То есть близится новый исход — на этот раз избавление от греха и смерти (в толковании Кирилла Александрийского)
2
. Современные библеисты также считают, что чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.
3
. Этот эпизод в Евангелии от Иоанна следует непосредственно за описанием первой встречи Иисуса с учениками (Ин 1. 35-51) и, вероятно, относится к самым первым дням Его общественного служения
4
. В тексте говорится, что это было первое из чудес Иисуса — Его первое «знамение», которое заставляет вспомнить о «знамениях» Моисея (десять казней), когда воды Нила обратились в кровь (Исх. 7.14–7.25).
5
. Евангелие от Иоанна содержит отсылку к книге Бытия, где есть похожие обороты речи: «В начале…». В связи с этим становится понятно, почему Иисус обращается к Марии «Жено» — «женщина» (Ин. 2.4). Мария представляет собой «жену» («женщину»), о которой было сказано в книге Бытия (Быт. 3.15) и потомство которой поразит змея в голову.
Таким образом, Иисус вовсе не груб в обращении, Он не хочет оскорбить Свою мать — напротив, Его слова возвещают наступление новой эры.
Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой
», но, по её просьбе, не отказывается помочь жениху. Православная традиция видит в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.
6
. Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.
Объект «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе
Классическая экскурсия по архитектуре и экспонатам великого музея. Представлен один из наиболее популярных маршрутов, предлагаемых самим музеем.
Экскурсия состоит из 41 эпизода. Общая продолжительность звучания около 118 минут
Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 4 часов
Прародителем Лувра стала крепость, заложенная в 12 веке. Став жилищем Франсуа Первого, позже Лувр превратился в блестящую резиденцию Короля-Солнце, Людовика Четырнадцатого.
В 1793 году Французская Республика официально утвердила открытие музея Лувр. Таким образом, Лувр является одним из старейших музеев мира.
В 1981 году Франсуа Миттеран объявил о начале программы «Большой Лувр».
В рамках проекта бывший дворец был отреставрирован и преобразован в современный музей.
Технические подробности
Дата основания музея: 1793 год
Количество посетителей (2008): 8,5 млн
Коллекции разделены на 8 тематических разделов
Коллекция живописи включает более 6000 экспонатов
Коллекция Египетского отдела (50 000 экспонатов) – одна из крупнейших в мире
Местоположение и как добраться
Метро:
Станция Palais-Royal-Musée du Louvre
Автобус (остановка прямо напротив пирамиды Лувра):
21, 24 ,27, 39, 48, 69, 72, 81, 95 и Парижский экскурсионный автобус
Батобус до остановки Лувр, quai Francois Mitterrand
Стоимость посещения
Постоянные коллекции:
Полный билет: 9,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 6,00 EUR
Временные выставке в холле Наполеона:
Полный билет: 9,50 EUR
Комбинированный билет (постоянные коллекции и временные выставки в холле Наполеона):
Полный билет: 13,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 11,00 EUR
Каждое первое воскресенье месяца вход БЕСПЛАТНЫЙ (не включает посещение временных выставок в холле Наполеона)
Полезная информация
Имеется возможность покупки билетов через интернет. Очереди в самом музее за билетами небольшие в силу множества автоматов и живых кассиров.
Наличие «родных аудиогидов»
Предлагаются аудиогиды на французском, английском, немецком, итальянском языках.
Гид информативно очень полон, прекрасно структурирован; замечательная оригинальная подача информации.
В силу большого объема и сложной структуры интерфейс гида не очень интуитивен, придется потратить некоторое время, чтобы разобраться со сложной системой окон.
Стоимость: 6,00 EUR
Наша оценка – 5 за информацию и подачу, 4 – за интерфейс
Рекомендации по осмотру
Очень рекомендуем выбрать для знакомства с музеем один из маршрутов, предлагаемых на официальном сайте.
Темы некоторых маршрутов: Шедевры Лувра; Охота на Львов – французская скульптура; Натюрморты в живописи Северной Европы; Каллиграфия в исламском искусстве; Код да Винчи: выдумка и факты.
Приводится также примерная длительность каждого маршрута.
Наш аудиогид объединяет 2 базовых маршрута, идеальных для первого посещения музея: Шедевры Лувра и от Дворца к Музею (история Лувра).
Что бы воспользоваться экскурсией, Вам необходимо устройство Под управлением iOS не ниже 5.1.1
Брак в Кане Галилейской Паоло Веронезе
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри)
Регион: Европа
Период: 1400–1600 н.э.
Датировка: 1563
Масло на холсте. 666 x 990 см. Лувр, Париж.
Коллекция: Мастера живописи
Брак в Кане Галилейской — монументальное полотно итальянского художника Паоло Веронезе (1528-1588).
Картина изображает одно из чудес христианского Нового завета. Иисус с учениками были приглашены на празднование в Кане, в Галилее. К концу праздника вино закончилось, и Иисус повелел слугам наполнить кувшины водой, которая затем превратилась в вино.
История
Работа над полотном началась в 1562 году в бенедиктинском Монастыре Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, Италия, и завершено за пятнадцать месяцев в 1563 году. Картина находилась в трапезной монастыря 235 лет, пока он не был разграблен Наполеоном в 1797 году, а произведения искусства отправлены в Париж. Картина была разрезана пополам для удобства перевозки и сшита снова в Париже.
https://youtube.com/watch?v=PQ1FMWrMe6Q
Во время Франко-прусской Войны картина увезена в Брест, а после Второй Мировой войны вернулась назад в Париж.
В 1989 году при реконструкции Лувра группой художников, называющей себя Ассоциацией по Защите Целостности Художественного Наследия, был выдвинут протест против ненадлежащего содержания в музее произведений искусства.
Выяснилось, что картина была залита водой из протекающего вентиляционного отверстия. Два дня спустя, благодаря халатности служащих музея, картина опрокинулась со стены на металлическую конструкцию, благодаря чему получила значительные повреждения.
11 сентября 2007 года к 210-летию разграбления живописи войсками Наполеона монастыря Сан-Джорджо Маджоре, факсимиле оригинального холста была повешена на свое первоначальное место в Палладио Трапезной.
Сцена представляет собой смесь современности итальянского Возрождения с предметами антиквариата. Архитектура классическая греко-римская, с коринфскими колоннами дорического ордера и окружающих открытый двор, огороженный невысокой балюстрадой.
В отдалении стоит причудливая арочная башня. На переднем плане сидит группа музыкантов, играющая на инструментах позднего Ренессанса.
Традиционно считается, что художник изобразил самого себя среди музыкантов, одетым в белую тунику, в то время как Тициан сидит напротив, одетым в тунику красного цвета.
Посреди музыкантов, чуть позади, Иисус с матерью — единственные, кто изображен с нимбом вокруг головы. Прямо над головой Иисуса и Девы Марии на парапете балкона несколько мясников разделывают тушу животного. Искусствоведы полагают, что это намек на Агнца и последующую жертву Христа.
Музыканты, Святое семейство и мясники образуют символическую вертикальную ось. Среди музыкантов на столике, покрытом орнаментальной тканью, стоят маленькие песочные часы, которые в искусстве считаются символом тщеславия. Вместе с музыкантами часы могут трактоваться как земные удовольствия, такие как музыка, а также напоминание о смертности.
Религиозная символика имеет превосходства над логикой Банкетного протокола. Гости, Иисус и Дева Мария посажены в самом центре, а невеста и жених сидят в левом конце стола.
В композиции участвует боле 130 фигур, многие держат в руках кубки, однако никто не изображен пьяным, никто не разговаривает.
Ссылки
Богородица | ||
---|---|---|
События |
|
|
Персоналии |
|
|
Места и предметы |
|
|
Иконография |
|
|
Догматы и праздники |
|
|
Молитвы |
|
Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям |
---|
|
Дорогой Иисуса. Кана. Первое чудо. Ярденит
В городке два храма, в которых хранятся «те самые» водоносы
Фото: Александр МИЛКУС
«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».
От Иоаннa, 2:11
Кана – небольшое поселок неподалеку от Назарета. Обычные дома из светло-желтого камня. Но это сейчас. Во времена Иисуса все было наоборот. Назарет – небольшая деревушка, Кана – поселение покрупнее.
…Домики, домики, домики, узкие улочки. Пробираемся к Храму.
Именно здесь, в Кане Галилейской Иисус совершил свое первое чудо.
А это водоносы в греческой церкви
Фото: Александр МИЛКУС
Вот в таких сосудах хранилась вода, которую Он превратил в вино. А совсем не в кувшинах.
Фото: Александр МИЛКУС
Иисус пришел сюда на свадьбу к родственникам. Был уже третий день торжества. Но вот беда – закончилось вино. Скорее всего, семья была бедная, не смогла запасти достаточно свадебного напитка. Позор…
И тогда Мария просит сына помочь (считается, что Она помогала в организации торжества). Иисус предупреждает мать, «что ещё не пришёл час Мой». Но решает помочь новобрачным. Он просит слуг наполнить большие каменные сосуды, в которых обычно хранили воду. А потом зачерпнуть из сосудов и отнести жидкость распорядителю трапезы. Тот пробует и удивляется: обычно на третий день пира остается самое дешевое, простенькое вино, а тут ему поднесли лучший напиток!
Рядом друг с другом в Кане две церкви, посвященные этому событию. Францисканская церковь Венчания. У нее две башни на фасаде, которые словно символизируют собой венчающихся. В крипте – два каменных кувшина. Нам говорят, что это именно те, в которых совершил чудо Иисус.
А этот сосуд — в католической церкви.
Фото: Александр МИЛКУС
А чуть подальше — греческая православная церковь Первого Чуда. И здесь тоже у алтаря два каменных сосуда. И тут тоже священники утверждают, что это «те самые». Если считать, что на свадьбе было шесть таких сосудов – что ж, может четыре из них сохранились…
Церковь эта очень домашняя, «своя». И не удивительно. Построена она на русские средства, за счёт средств Императорского Православного Палестинского Общества. При входе — изображения преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Да и большинство икон — русской работы.
А еще чуть дальше – россыпь сувенирных магазинов. Главный товар – вино из «Каны». Конечно, вино это не марочное, везут его из разных районов Израиля, а здесь наклеивают соблазнительные этикетки. Цены разные. Пробуйте – может что-то и придется по вкусу.
Сейчас это греческая церковь Первого Чуда.
Фото: Александр МИЛКУС
По пути в Капернаум
Известно, что Иисус бывал в Кане несколько раз. Скорее всего, в последний раз он проходил здешними улочками тогда, когда его изгнали из Назарета. Помните:
«У слышав это, все в синагоге исполнились ярости;
И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город был их построен, чтобы, свергнуть Его;
Но Он, пройдя посреди них, удалился»
Лука. 4: 28-30.
Ярденит
Фото: Александр МИЛКУС
В общем, местная община хотела удостовериться в чудесах, совершенных Иисусом, и потребовала их повторить. Совершать чудеса только ради чудес Он намерен не был.
Связываться в конце концов с Иисусом, у которого уже были свои ученики и почитатели, местные жители не решились. С горы сталкивать не стали, а дали просто уйти из города.
Вот тогда-то Иисус, вероятно, в последний раз побывал в Кане. Он отправился на озеро Кинерет и город Капернаум, где его любили и ждали.
По дороге из Каны в сторону озера Кинерет (оно же Галилейское море) мы проезжаем «Ярденит» — это специально оборудованное место чуть ниже по течению – там, где река Иордан вытекает из озера Кинерет. Это не то место, где Иоанн крестил Иисуса. И об этом предупреждают. Но многие считают, что уже самое омовение в водах Иордана – дело благое, богоугодное. Главное – прихватить с собой заранее рубашку, в которой вы погрузитесь в зеленоватые прохладные воды реки.
В месте, где Иордан выливается из озера Кинерет, устроили место для омовения
Фото: Александр МИЛКУС
В магазинчике рядом со специально оборудованными сходами к речке такие рубашки довольно дороги. А окунаться в бикини или в плавках, понятное дело, никому не разрешают.
«Ярденит» — место не святое, просто удобно оборудованная площадка для тех, кто хочет совершить омовение. Но вот мысли и молитвы с которыми вы будете погружаться в воды реки, где в свое время крестился Иисус, и есть главное таинство процедуры.
Евфимий Зигабен
Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей
Не только записал это чудо, но и прибавил, что оно было началом чудес. Так как не бесполезно было знать об этом чуде, как опущенном другими евангелистами, то Иоанн рассказал о нем, полезном еще и для того, чтобы уничтожить веру в так называемые чудеса детства Иисуса Христа; вот начало чудес, а те есть вымысел человека, заблуждающегося от истины. Если бы Иисус Христос еще в детстве творил чудеса, то Он тотчас сделался бы для всех известным, и Израилю не было бы нужды в том, чтобы Иоанн открыл ему Иисуса Христа; между тем сам же Иоанн сказал: да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя (Ин. 1, 31). И вполне естественно было Иисусу Христу ожидать возраста совершеннолетнего человека, чтобы все случившееся не показалось призраком. Если весьма многие предполагали это даже тогда, когда Иисус Христос творил чудеса в совершенно зрелом возрасте, то тем более – в незрелом; мало того, съедаемые завистью они скорее, чем должно было, возвели бы Его на крест и таким образом могли не только не поверить тайне воплощения, но и воспрепятствовать евангельской проповеди. Найди также в третьей главе (1 ст.) Евангелия от Матфея то место, где говорится: во дни оны же прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей, и там найдешь основательные причины того, почему Иисус Христос пришел креститься тридцати лет.
И яви славу Свою
силу Свою, величие Своего Божества
Каким же образом это могло быть, когда обратили внимание на случившееся немногие: слуги, архитриклин, жених и ученики Его? Насколько это зависело от Иисуса Христа, то Он явил Свою славу через это чудо, потому что если не многие заметили это тогда, то потом это чудо было разглашено и привлекло многих. А что в тот самый день никто другой не уверовал, это видно из прибавления евангелиста:
И вероваша в Него ученицы Его, которые и прежде этого чуда дивились Ему
Заметь же, что чудеса должны быть тогда, когда зрители будут благорасположены и внимательны.
История
Этот библейский сюжет и запечатлел художник. Данную картину ранее относили к раннему периоду творчества художника и связывали с женитьбой Иеронима Босха на Алейт Гойартс ван дер Меервенне и полагая, что в ней отражено размышление художника о таинстве брака, которое воспринималось христианами как момент принятия благодати. Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской Христос благословил, освятил брак и совершил на нём чудо превращения воды в вино. Сложная структура «Брака в Кане», изобилующая не совсем понятными современному человеку деталями, — это «мысли вслух» Босха о человеке, в котором стремление к земным наслаждениям уживается с надеждой на спасение души.
В данный момент картина маслом, а вернее её деревянная основа, были точно датированы годами, когда Иероним Босх уже умер. Возможно эта работа, как и две другие, сделана под влиянием не сохранившейся картины Босха, который является автором композиции. Это предположение было вызвано некоторой своеобразностью в композиции и образах. Детали и фигуры, которые художник вводит в данную сцену, нетрадиционны для иконографии этого сюжета. Такова, например, уменьшенная в размере фигура в церковном облачении, стоящая на переднем плане подобно донаторам, но спиной к зрителю. Некоторые исследователи считают, что это распорядитель пира, а фигура его уменьшена, чтобы не загораживать изображение жениха и невесты. Оживающие скульптуры на капителях колонн одни считают демонами, другие видят в фигуре обычное изображение Амура. Человек у буфета (в котором ранее видели некий алтарь) с палочкой в руках казался магом или алхимиком, творящим свои чудеса в противовес истинным чудесам Христа. Несомненно, эти и другие не совсем понятные персонажи, введёнными в композицию, наделены важным смыслом, но он ускользает от нас.
История картины[ | ]
Перевозка во Францию
Во время Наполеоновских войн Венеция захвачена французскими войсками. 16 мая 1797 года Франция подписывает мирное соглашение с Венецией, согласно которому город обязуется выплатить 3 миллиона турских ливров наличными, ещё столько же оборудованием для военно-морского флота, а также передать Французской республике три линейных корабля, два фрегата, 20 картин и 500 манускриптов на выбор французского генералитета. Для выполнения последнего пункта соглашения французское командование отправляет в Венецию трёх членов Комиссии по делам Наук и Искусств: Жан-Симона Бартелеми, Jacques-Pierre Tinet и Клода Луи Бертолле, которые отобрали в конечном итоге 18 картин — в том числе и «Брак в Кане Галилейской», — а также 2 статуи.
Картину разложили на площади перед собором Сан-Джорджо Маджоре, скрутили в цилиндрический рулон большого диаметра, перекладывая листами белой бумаги после каждого поворота. Полученный свёрток обернули тканью и стянули обёрнутой вокруг него двойной спиралью лентой, таким образом, чтобы никакое внутреннее движение картины не было возможным. Свёрток поместили в обитый для непроницаемости медью сундук.
26 сентября 1797 года упакованную таким образом картину погрузили на фрегат Sensible. 28 января 1798 года фрегат прибыл в Тулон. К тому времени корабельные крысы уже прогрызли оборачивавшую картину ткань, поэтому картина была немедленно выгружена на землю, а затем перегружена на речной корабль La Créole, поднявшийся вверх по течению Роны до Лиона, затем по Соне и через центральный канал привезший груз в Шалон-сюр-Сон. Далее более лёгкие корабли каналами перевезли картину на Сену, и 16 июля шедевр Веронезе прибыл в Париж. Ещё 10 дней понадобилось для организации перевозки картины в Лувр, куда она прибыла 27 июля 1798 года, как часть триумфального «Конвоя Наук и искусств» (фр. Convoi des Sciences et des Arts).
Реставрация 1798—1799 годов
С 8 ноября 1798 года «Брак в Кане Галилейской» впервые выставляется в Квадратном салоне Лувра (фр. Salon carré du Louvre). Немедленно встаёт вопрос сохранности картины: полотно, состоящее из нескольких сшитых между собой полос холста, нуждается в консолидации; сама картина также должна быть очищена и реставрирована.
28 ноября 1798 года консерваторы Лувра принимают решение распороть средний горизонтальный шов картины, проходящий на уровне балюстрады, разделив таким образом холст картины на две части. Каждая часть затем была отдельно натянута на свой подрамник. Эта операция завершилась 19 июня 1799 года. С июля по декабрь 1799 года проходит чистка и реставрация картины.
30 мая 1801 года картина снова выставляется в Квадратном салоне Лувра. Холст остаётся разделённым на две половины, стык между ними замаскирован специальной тональной мастикой. Мастика оказалась достаточно хрупкой — в 1802 и в 1806 годах её приходится полностью переделывать.
Переговоры 1815 года о возврате картины Австрии
«Брак в Кане Галилейской» практически постоянно висит в Квадратном салоне до самого конца Империи — картину временно снимают со стены лишь в 1810 году, когда Квадратный салон Лувра переделывают в часовню для венчания Наполеона с Марией-Луизой.
Сразу же после падения Империи Австрия, в чью империю входит в то время Венеция, предъявляет свои права на картину и требует её возвращения. Переговоры от Франции ведёт Жак Лавалле, генеральный секретарь администрации французских музеев, 2 октября 1815 года ему удаётся подписать с Австрией соглашение, согласно которому картина остаётся в Лувре — в обмен на картину «Le repas chez Simon» Шарля Лебрена (в настоящее время находится в венецианской Академии).
Эвакуации картины
Во время войны 1870 года картину — снова в свёрнутом виде — эвакуируют из Парижа в Брест. 3 сентября 1870 года она прибывает в Арсенал Бреста, но уже в сентябре 1871 года картину возвращают в Лувр.
Во время Первой мировой войны картину не эвакуируют — это единственная картина, оставшаяся висеть в Квадратном салоне во время войны.
Непосредственно перед Второй мировой войны коллекцию Лувра эвакуируют. 28 августа 1939 года «Свадьбу в Кане Галилейской» вывозят из Лувра. Сначала картину помещают в замок Шамбор, затем в замок Лувиньи. В июне 1940 года картину перевозят в аббатство Лок-Дьё, в сентябре 1940 года — в Музей Энгра. В ноябре 1942 года картина возвращается в Лувр.
После Второй мировой войны
В феврале 1948 года холст картины снова натягивают на подрамник, и начиная с 1949 года «Свадьба в Кане Галилейской» выставляется в Зале семи каминов Лувра. В 1951 году картину перевозят в Зал законодательного собрания, где она и находится до сих пор, прямо напротив Джоконды Леонардо да Винчи.
В 1989—1992 годах картина снова была реставрирована.
Композиция и символика
Рисунок Коллекция Ротшильда, Лувр
За накрытыми столами торжественно восседают гости. Служитель наполняет водой последний из шести кувшинов. Христос, как и Богородица, почти не выделяется среди других гостей.
Образ Иисуса исполнен святости и спокойствия. Даже изображая сцены земной жизни Спасителя, художник не стремится наделить Его земными, человеческими качествами. Позже, уже в XVII веке, Рембрандт Харменс ван Рейн начнёт изображать Христа как человека, со слабостями, свойственным людям, но на рубеже XV—XVI веков подобная трактовка была невозможна.
По средневековой традиции особые праздники отмечались особым угощением. Двое слуг несут главные блюда: голову кабана и лебедя. На помосте сидит ухмыляющийся шут с волынкой. Слуга справа подставил рот под текущую сверху струйку из опрокинутого кувшинчика.
Современные интерпетаторы указывают, что автор настоящей картины изображает таинство брака и его телесную подоплёку. На переднем плане картины — собачки (знак верности в браке). Волынка в руках у музыканта, изображённого над головой жениха, имеет любовный смысл: круглый мешок указывает на женщину, язычковая трубка — на мужчину. На столбе оживает демон-амур с натянутым луком, готовый пустить стрелу любви. Красный полог за спиной Христа скрывает внутренние покои.
Некоторые особенности стиля позволяют определить, что собаки на переднем плане (а также, возможно, музыкант и Амур) были дописаны позднее. На переднем плане, что следует из лувского рисунка, вместо фигур собак были изображения двух донаторов.
Анализ мистического смысла
Многие исследователи искали и находят в картине алхимические символы, тем более что чудо, сотворённое Христом на свадьбе, — это чудо превращения. Фигуру человека на фоне буфета с сосудами, напоминающими алхимические реторты, некоторые считали изображением мага или алхимик. Немецкий историк Вильхельм Френгер в своем обращении к данному произведению (1950) доказывает, что в аспекте иконографическом — это одна из самых загадочных картин Босха на библейскую тему. Хотя она и кажется традиционной, её внутренняя концепция остается неясной. Художник вольно обращается с сюжетом из Евангелия от Иоанна, меняя апостолов на «сомнительное сборище современников». В Библии не описывается дом, в котором происходила свадьба, но Босх превратил его в «золоченую обитель достатка, превращенную в храм идолопоклонства. На заднем плане возведен землистого цвета алтарь с языческими изваяниями и предметами поклонения. Евангельская история очерняется здесь сомнительными церемониями и колдовством настолько, что сцена свадьбы превратилась в представление драматического поединка чудотворца с колдуном». Френгер утверждает, что среди гостей есть несколько евреев и тут же следует вывод, что перед нами гильдия еретиков.
Алхимия имела весьма разработанную теорию, связанную с философией, астрономией, астрологией, то есть со всем комплексом средневековых знаний. Босх, как и большинство его современников, считал эти науки ересью. Вот почему в этой картине жених выбирает между истинным чудом, чудом Христа и ложным чудом алхимии
Босх напоминает зрителю о вечном конфликте добра и зла.Вслед за этим исследователь обращает внимание читателя на предполагаемого жениха с отсылкой на створку «Потоп» и его, якобы, биографическое содержание, он задает вопрос и сам на него отвечает: «что делает жених? Слушает». Читателю предлагается рассмотреть левую руку жениха, отставленный в сторону большой палец и мизинец, сложенные в знаке Братьев Свободного Духа
Три загнутых пальца призывают на помощь Святую Троицу и три главные добродетели. Жених, таким образом, старается отвести угрозу, нависшую над ним и его невестой. Как и следовало ожидать, перед нами свадьба Якоба ван Алмангина. Маленькая фигурка, стоящая по другую сторону стола напротив невесты, «по всей вероятности, её младший брат. Согласно еврейской традиции, обязанность приветствовать невесту возлагается на младшего сына, так как он — главная надежда на благополучное продолжение рода». «Драматично выглядит сцена после возгласа «Silentium». Церемонимейстер, стоящий позади жениха, хлопает в ладоши и приказывает волынщику прекратить играть. Теперь должен начаться пир. Слуги с сосредоточенным выражением на лицах скорым шагом вносят свои зловещие блюда».
В наши дни ученые полностью разоблачили данную мистико-поэтическую трактовку за полную несостоятельность. Факты никак не подтвердили трактовку Френгера: о Босхе в те времена ничего не было известно, поэтому автор имел возможность писать про него все что угодно. Даже теперь, о художника нам известно крайне мало, однако все основные источники и старые и новые теперь доступны широкой аудитории. Будучи по складу своего характера человеком веселым и при этом увлеченным оккультизмом, Френгер предложил нам своего Босха и добавил к нему в пару некоего мистического Якоба ван Алмангина — крешеного еврея о существовании, которого нет ни одного документального свидетельства. Так или иначе, уже через 5 лет после смерти Френгера новые исследователи не оставили камня на камне от теорий когда-то признанного искусствоведа. Так «землистый алтарь Матери Земли» на деле оказался традиционным нидерландским сервантом, а пресловутый «церемониймейстер» выкрикивающий «selentium» — оказался пьянчужкой который ловит открытым ртом струйку из опрокинувшейся бутылки. Даже саму работу уже не относят к кисти загадочного Босха, она атрибутируется как картина неизвестного нидерландского живописца (возможно, круга Иеронима Босха) написана между 1560 и 1580 годами.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу