Иерусалимская икона божией матери

О чем просят перед иконой

Святой образ создавался, чтобы люди могли помолиться перед ним и попросить Всевышнего простить им прегрешения. Иерусалимская святыня помогает в тяжелую минуту, когда душу беспокоят тягостные раздумья. Помолиться перед иконой могут верующие христиане, которые верят в Бога и стараются жить по заповедям Божьим.

В каких случаях помогает образ:

  • во время болезни;
  • при бесплодии;
  • чтобы сохранить мир в семье;
  • для укрепления веры во Всевышнего;
  • при унынии;
  • чтобы наставить на путь истинный;
  • для сохранения достатка в доме;
  • когда нужна помощь в сложных жизненных ситуациях.

Молиться Богородице нужно всем сердцем. Человек должен искренне верить во Всевышнего. Обращаясь к Пренепорочной Деве, желательно прочитать молитву из молитвослова. Священные тексты специально написаны святыми старцами, которые знают, о чем можно просить Бога и как правильно к нему обращаться.

Существует поверье, что икона не один раз спасала людей от беды. В древние времена молитва перед святым образом остановила эпидемию чумы, холеры, а еще помогла воинам одержать победу в сражении. Были случаи, когда люди молились перед святыней и исцелялись от слепоты, паралича. Помолиться Иерусалимскому образу можно во время стихийных бедствий или при неприятностях на работе.

О чем молятся Иерусалимской иконе

Пресвятая Дева Мария является Заступницей всех верующих перед Господом Богом. Она ходатайствует за каждого обратившегося к Ней, прося Всевышнего ниспослать на нуждающегося Свою благодать. Молитва перед Иерусалимским образом настолько сильная, что способна помочь в любой жизненной ситуации:

  • исцелить тяжелый недуг;
  • предотвратить природные катастрофы;
  • отвадить от жилища врагов и недоброжелателей;
  • смириться с потерей близкого человека;
  • избавить от бесплодия;
  • сохранить мир в семье;
  • вернуть неверного супруга или супругу;
  • защитить в дальнем странствии;
  • уберечь от несчастных случаев.

Однако просто прочитать молитвослов недостаточно. Чтобы Богоматерь услышала, необходимо соблюсти некоторые правила:

  • зажгите перед иконой свечку или лампадку;
  • помолчите пару минут, прежде чем начать молиться;
  • очистите свой разум и отстранитесь от мирской суеты;
  • постарайтесь не рисовать в своем воображении святой лик, а лучше сосредоточьтесь на произносимых словах;
  • молитесь шепотом или про себя;
  • просьбы к Приснодеве не должны быть корыстными, также нельзя просить у Божией Матери наказать кого-то.

По церковному календарю Иерусалимскую икону чествуют 25 октября, однако молиться ей можно в любой день. Сегодня многие храмы проводят водосвятный молебен, на котором читают акафист Пресвятой Деве Марии. Освященную воду после богослужения раздают прихожанам и рекомендуют пить каждое утро перед завтраком.

Если вы молитесь Богородице за другого человека, обязательно проговаривайте его имя, желательно, данное при Крещении.

Совет автора


По церковному календарю Иерусалимскую икону чествуют 25 октября

Отличительные черты

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Иконографический тип иконы Божией Матери Иерусалимская описывается специалистами как «Путеводительница». По исполнению очень похож на Грузинскую, да и многие другие образы написаны подобно ему — Иверская, Споручница Грешных, Казанская. Матерь Божия изображена по пояс, поддерживает Сына правой рукой (он может находиться и с другой стороны в прочих вариантах «Одигитрии»).

Богомладенец корпусом и ликом обращен к Матери, голова поднята. В левой руке Он держит знак ведения, знания (свиток), правая поднята в благословении. Сложение пальцев — двуперстное. Лицо Божией Матери направлено к Сыну, голова склонена, рука прижата к груди. Этот безмолвный диалог на Иерусалимской иконе имеет глубокое богословское значение.

На иконах изображаются жесты и позы, таящие не буквальный, а духовный смысл. Господь поворачивает лицо к Матери в знак своей любви, внимания к ней. Единение Бога и человека в полной мере представлено здесь, в виде Христа и Марии. Полностью усвоив от нее человеческую природу, Он остался и Богом, одним из лиц Святой Троицы.

Великий Бог смирил Себя настолько, что явился как обычный слабый младенец, полностью зависящий от земной женщины. А сама она стала проводником в мир людей, при этом сумев показать все лучшие человеческие качества. Прижатая рука на образном языке иконописи означает глубокое сопереживание — разве может мать не чувствовать всю боль, которая достается на долю Сына?

Ее душа была пронзена множеством мечей в тот день, когда Он умирал на кресте. Но терпение и смирение позволили Деве Марии с достоинством пройти свой путь. Это она предлагает сделать каждому, потому что в конце ждет достойная награда — вечность со Христом. Все это подготовленный зритель может понять лишь по одному жесту.

Есть несколько видов Иерусалимской иконы:

С изображениями на полях — это могут быть апостолы, мученики. Они не являются частью композиции, как бы парят слева и справа

С предстоящими святыми — праведные родители Св. Марии, Иоаким и Анна.

Икона Божией Матери Иерусалимская

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
В Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:ortlib.narod.ruicon-art.infoportal-slovo.rupravoslavie.ruЧитать дальше »»

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Где сейчас подлинник иконы

Судьба подлинника святыни до сих пор не известна. Около столетия считалось, что она находится в Париже. Однако, попытки найти образ в Нотр-Дам не увенчались успехом. По данным французских властей, икона не значится среди исторических реликвий и святынь собора. В 1970-е гг. попытки разыскать образ предпринимал Л.А. Успенский — известный историк, богослов. Однако и его усилия не принесли результата. Вопрос о месте нахождения подлинника кисти св. Луки остается открытым.

После исчезновения из Успенского собора икона была заменена списком, который можно видеть и сейчас за т.н. Патриаршим местом в алтарной части храма.

Тексты молитв

Есть две молитвы, которые обязательно должны знать верующие, обращаясь к Богородице и молясь перед святейшим Иерусалимским образом. В этих мольбах люди просят Пренепорочную Деву проявить милосердие и успокоить страждущие души грешников.

Верующие молятся, чтобы Божья Мать сочувственно отнеслась к людям, попросила Всевышнего, помогла душам спастись. Христиане также просят укрепить их веру, помочь нести крест земной жизни, возложенный на них Богом. Верующие верят, что все во власти Богоматери, если она захочет, то сможет помочь просящим.

Первая

В этой молитве верующие называют Богородицу Заступницей и Покровительницей. Христиане молятся помочь грешникам, которые прогневали своими грехами Создателя. Люди просят проявить милость, даровать им душевное и телесное здоровье, а также принять их покаяние за грешные деяния. Верующие молятся, чтобы Богородица покрыла их своим покровом и уберегла от дьявольского искушения и зла.

Христиане верят, что Пренепорочная Дева может попросить Иисуса Христа помиловать их и не судить строго за грехи. Люди просят Божью Матерь проявить ее щедроты: дать больным исцеление, утешить скорбящих, избавить от бед, защитить путешественников и мореплавателей. Христиане прославляют в молитве Создателя и его Сына.

Вторая

В этой молитве верующие называют Божью Матерь Заступницей и просят помочь людям, попавшим в беду, а также вдовам и сиротам. Люди молятся, чтобы Богородица их услышала и умолила Иисуса Христа простить грехи людские, а еще, чтобы она предотвратила Божий гнев. С помощью Божьей Матери люди хотят испросить милости у Всевышнего.

Молитвы Иерусалимской Божьей Матери

Иконы Иерусалимская (тропари, кондак и молитва)

Б огоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши, // Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная. Ин тропарь, глас 3:

Т воего́ предста́тельства увере́ние/ и милосе́рдия Твоего́ явле́ние/ ико́на Иерусали́мская нам, Влады́чице, показа́ся/ пред не́ю же ду́ши на́ша в моли́тве излива́ем/ и ве́рою Тебе́ вопие́м:/ воззри́, Милосе́рдная, на лю́ди Твоя́,/ вся ско́рби на́ша и печа́ли утоли́,/ утеше́ние благо́е в сердца́ на́ша низпосли́ // и спасе́ние ве́чное душа́м на́шим, Пречи́стая, испроси́.

Н е отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю/ моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни,/ и крест земна́го жития́ нести́ им помози́, // ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.

П ресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен

08 10 Чин Вечерни для домашнего (келейного) чтения.

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

В Святом Городе

Первым местом пребывания образа, очевидно, был Иерусалим. Но где был образ на протяжении первых трех веков истории Церкви, во время гонений, точно не известно. Предполагается, что местом его нахождения были христианские общины римской провинции Антиохии. Более ясно место пребывания святыни с IV в., когда прекращаются гонения на христиан, а Иерусалим восстанавливается после разрушения римлянами в 70 г.

Полезные материалы

В 330-е гг., при императоре Константине, в Святом Городе были обретены многие христианские реликвии: Крест Господень, Терновый венец Спасителя, найдено место Распятия Спасителя и Гроб Господень. На месте, где случились события, определившие весь ход истории мира, с 335 г. появился храм Воскресения Христова. Его закладка и строительство – дело матери императора, царицы Елены. Сюда переносятся многие христианские святыни. Считается, что так оказался здесь и образ кисти св. Луки.

Смиренная Мария

Одно из самых известных чудес в эти годы – обращение прп. Марии Египетской. Мария, ведшая жизнь, далекую от христианской, пришла на поклонение Кресту Господню. Но раз за разом неведомая сила не допускала ее войти в храм. Тогда-то грешница возопила с покаянием к Богородице, икона Которой была при входе. Пречистая не только приняла покаяние Марии, но и стала ее руководительницей на дальнейшем иноческом пути. Многие считают, что этой иконой была Иерусалимская.

В столице Византии

Шло время. На востоке Римской империи возникла новая столица – город Константинополь, затем образовалась Византийская империя. В отличие от Рима, имевшего языческое прошлое, «Новый Рим» строился как христианский град. Сюда со времен Константина Великого начали собирать христианские реликвии. Известно, что с 463 г. царь Лев Великий даровал своей столице чудотворный Иерусалимский образ Богородицы. Этот император особо почитал Пресвятую Деву: ведь, согласно сохранившемуся преданию, Она Сама благословила на царствование Льва, когда он был еще простым воином. Первое время святыня была в храме, называемом «Источник», на месте явления Богородицы будущему императору. Затем местом нахождения иконы стала Богородичная церковь во Влахернах.

Чудо при осаде Константинополя

В начале VII в. вновь записано чудесное знамение. Тогда Византийская империя постоянно сталкивалась с варварскими племенами, появившимися на ее северных границах. В 626 г. Константинополь осадили племена, которых византийский историк определяет как «скифов». Упоминается, что, кроме скифов в осаде участвовали воины разных племен, среди них были и славяне. Количество нападающих было огромно, силы защитников городе невелики. С последней надеждой народ бросился в храмы. Много молящихся было во Влахернской церкви.

7

Август

626 года

После десятидневной осады 80-тысячным войском начался решающий штурм столицы Византии.

Огромное количество варваров двинулись на город с моря и суши. Но штурм не просто провалился: врагов ожидал ужасающий разгром. Под стенами города количество убитых было таково, что язычники не сумели похоронить всех. А на море и вовсе произошло странное. Корабли нападающих атаковали византийские суда. Те начали поспешное отступление. Но внезапно варварский флот были разметан и потоплен, причем случилось это рядом с Влахернским храмом – местом пребывания чудотворной иконы.

Византийский историк Синкелл пишет: «Некоторые говорят, что наши воины были подвигнуты к отступлению не страхом перед противником, но что сама Дева, желая показать свою власть творить чудеса, приказала им притворно отступить, чтобы варвары потерпели полное крушение около Её святого храма, нашей спасительной пристани и тихой гавани — Влахернского храма Богородицы».

Достойно внимания и то, что среди осаждающих были славяне. Не тогда ли они впервые познали всемогущую силу христианского Бога? Пройдет чуть более 350 лет и чудотворный образ совершит путешествие на Русь.

Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение

В мире много всевозможных икон, которые помогают в тех или иных бедах. Среди них есть и Чудотворная Иерусалимская икона Божией матери. Молитвы перед ней защищают от многочисленных болезней, а также излечивают от уже имеющихся заболеваний, многие из которых носят статус неизлечимых. Об этом свидетельствуют рассказы очевидцев. Наиболее часто излечиваются от глазных заболеваний, в том числе и от слепоты, от паралича. Эта икона защищает путешественников, делая их путь менее трудным и безопасным для жизни. Пред ней молятся о защите от стихийных бедствий, преимущественно от пожаров, от нападения врагов на дом или квартиру.

Как появилась икона

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» впервые была написана евангелистом Лукой. Он создал ее по истечении пятнадцати лет после вознесения Иисуса на небо в Гефсимании. К тому времени христианская община в Иерусалиме уже сформировалась, а этот образ, который по типологии имел сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы, предназначался именно для нее. Икона была помещена в храм Воскресения Христова. Как говорится в предании, находясь в молитве у этого образа, Мария Египетская услышала голос, призывающий ее покончить с неправедной жизнью и посвятить оставшиеся годы служению Богу.

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

В древние времена недалеко от Золотых ворот Константинополя находилась роща, которая считалась священной. Она носила имя Богородицы. Знаменита она была своим чудодейственным источником. С течением времени роща становилась все больше и гуще. В конце концов этот источник затерялся среди зарослей и почти иссяк. В то время будущий император Лев I был простым воином. Однажды в этой роще он встретил слепого странника, изнемогавшего от жажды. Лев услыхал голос, подсказывающий местонахождение источника. Этот же голос пророчил ему быть императором. Когда это случится, ему нужно будет очистить источник и поставить возле него храм в честь Богоматери. Он напоил путника. Впоследствии Лев стал императором и выполнил свое предназначение: очистил родник, построил храм Пигии, в который была перевезена икона «Божья Матерь Иерусалимская».

Историческое путешествие иконы

Чуть более чем через столетие, когда здесь правил император Ираклин, скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Все горожане собрались возле иконы и молились. В результате город был избавлен от нападения. В честь этого чудесного события образ был перевезен во Влахернскую церковь. Икона «Божья Матерь Иерусалимская» в этом храме находилась три века, вплоть до того момента, когда к правлению приступил император Лев VI Философ, которого в народе называли Мудрым. В 988 году он перевез образ в город Корсунь (Херсонес), который впоследствии был завоеван князем Владимиром. Эта икона была отдана ему в дар и перевезена в Киев.

Иерусалимская икона Божьей Матери здесь пробыла недолго. В честь крещения новгородцев князь Владимир передал ее в Новгород. Она была помещена в собор Святой Софии, где находилась около 400 лет. В 1571 году по желанию царя Иоанна Грозного образ перевезен в Успенский Собор Москвы, где он пробыл более двухсот лет. Во время войны 1812 года французы после поражения значительно разграбили столицу. Среди многочисленных вывезенных в Париж реликвий находилась и иерусалимская икона. Она и сейчас находится во Франции.

Значение и символика

Образ Пречистой Девы Марии является бесценной святыней, поклониться которой стремится огромное количество верующих людей. Через Иерусалимский лик к Царице Небесной обращаются православные христиане не только из России, но и со всего мира.

Икона символизирует собой:

  • беспредельную любовь Божией Матери ко всему человечеству;
  • огромное сострадание и милосердие;
  • желание помочь каждому, кто обращается с истинной верой;
  • неусыпное заступничество за всех людей перед Всевышним;
  • духовную чистоту, к которой должен стремиться каждый христианин.

Сюжет иконы также говорит о невероятной силе любви Приснодевы к Божьему Сыну, которому суждено отдать собственную жизнь ради спасения рода людского от грехов.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.

Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ»  (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Богородица на иконе изображена по пояс

Каково же описание иконы? Рассмотрим ее подробно на фото. По иконографии, Пресвятая Богородица Иерусалимская схожа с иконами Иверской, Казанской. Богородица на иконе изображена по пояс.

На руках она держит Богомладенца. Ее голова немного склонена, а Богомладенец своим Ликом обращен к Ней. В левой руке Иисус Христос держит свиток. Правая Его рука находится в благословляющем жесте.


Пресвятая Богородица Иерусалимская схожа с другими иконами, такими как Иверская, Казанская. Фото: egevika.in.ua

На лике Богоматери и Младенца как мы видим, написаны кротость и внутренняя сила, которые помогли Им принять волю Божию со смирением.