Оглавление
- Ход занятия
- Что же такое Вселенная
- Космические корабли, станции, марсоходы, луноходы
- День и ночь
- Взаимодействие с Землей
- Нейтронные звезды — объяснение для детей
- Ход упражнение:
- Белый карлик может стать сверхновой — объяснение для детей
- Расширить границы
- Что рассказать?
- Луна из колодца
- Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
- Перечень наиболее интересных фактов
- Сверхновые обходят нейтронные звезды или черные дыры
- Юрий Гагарин — первый в космосе
Ход занятия
— Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?
Мы живем с вами на ней,
Голубая в честь морей.
Она твоя, она моя,
И это все наша…
(Земля)
-Все верно, это – земля.
А для такое Земля?
(Ответы детей)
-Молодцы! Тогда у меня для вас есть другая загадка.
На ночном одеяле,
Бриллианты сияли.
(Звездное небо)
— Все верно, это звездное небо. У меня для вас есть еще одна загадка.
Над головами желтый круг
Лучи, как будто нити.
И вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Наши знания, как дар,
Маленький ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
В небе раскаленный.
(Солнце)
— Да, вы правы, это Солнце. Итак, мы с вами вспомнили, что такое Земля, звездное небо и Солнце.
— А всегда ли люди знали про существование остальных планет, как вы думаете? (Не всегда).
— Правильно. Давным-давно были времена, когда люди не знали об этом. Астрономия считается одной из древнейших наук, едва человек вышел за пределы своей деревни, как ему понадобились ориентиры. А календарь был нужен для счета времени, посевов и религиозных обрядах. Старейшее задокументированное упоминание науки о звездах относят к 9 тысячелетию до нашей эры. В Древнем Мире пытливый ум человека смотрел вниз и наверх.
В широком смысле, астрономия – наука о Вселенной. Если вначале астрономы наблюдали звезды, то позже открывали планеты солнечной системы, их спутники.
Тогда изобрели солнечные часы и другие способы измерять время и дни. (показать изображение солнечных часов и песочные часы).
Потом, люди изобразили первые календари. (Показать иллюстрацию).
Обыденные для нас вещи, которые тоже надо было заметить, осознать и привести к общему пониманию. Люди обозначили день, ночь, сутки, месяц и год
Примерно, конечно, но это было важно для развития науки дальше
Люди изобразили первые карты звездного неба (показать иллюстрацию).
В то же время зародилась астрология. Смотрите, что случилось. Человек наблюдает за небом. На нем есть звезды, которые из ночи в ночь неподвижны или предсказуемо меняют свое положение. И появляются новые тела.
— А сейчас ребята, я загадаю вам загадку.
Если только есть глаза
Увидеть многое нельзя.
А хочется увидеть все ж
И Сириус, и Малый ковш,
Чтобы глаза вооружить
Нам, и со звездами дружить,
И Млечный путь увидеть чтоб
То нужен мощный…
(телескоп)
— Все верно! Смотреть невооруженным глазом было неудобно и малоэффективно, и вследствие развития человечества были изобретены первые телескопы (показать иллюстрацию).
-Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.
Телескоп сотни лет
Он в телескоп всегда глядит
И о планетах говорит.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя…
(Астроном)
-Правильно ребята, человек, изучающий эту старинную науку, называется астроном.
Позже они все время усовершенствовались, пока не приобрели известный для нас вид (показать телескоп).
Время шло, астрономия развивалась на всех континентах. Арабам мы обязаны первыми обсерваториями (показать детскую обсерваторию).
Настало Возрождение. В искусстве, науке и, конечно, астрономии. Коперник и Галилей — эти уникальные умы жили как раз в эпоху Возрождения.
Открывались планеты, звезды, спутники.
Время шло, человечество развивалось. В последующих веках были сделаны невероятные открытия.
Просчитали и определили количество планет солнечной системы.
Еще нужно сказать, что впервые зафиксировали часовые пояса на всей планете.
Проводится игра «Юный астроном». Детям предлагается из картинок определить, что является планетами, звездой, кометой, метеоритом.
Итог занятия:
— Сейчас мы с вами знаем, какой долгий путь прошла астрономия, пока не стала той наукой, какой мы её знаем. Как много человек мыслил, думал, пробовал экспериментировать, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас мы можем посещать современные обсерватории с современным мощным оборудованием, которое помогает ученым и дальше совершать открытия.
Что же такое Вселенная
Вселенная — это все-все звезды, планеты, кометы, астероиды — все вещество, которое есть вокруг нас. Мы знаем про нее только то, что она очень-очень большая. Как она возникла и как развивается — одна из самых больших загадок.
Но многие ученые считают, что 13 миллиардов лет назад случился Большой взрыв, и из него родилась Вселенная. После взрыва она начала расширяться во все стороны: сначала это были просто вихри энергии, потом из них появились крошечные частицы, затем они соединились и превратились в атомы — «кирпичики», из которых сложен весь наш мир. Тогда еще свет свободно перемещался в пространстве, но через сотни миллионов лет атомы собрались в огромные облака, которые сгустились и стали первыми звездами. Потом эти звезды разделились на группы — галактики, и Вселенная стала похожа на то, что мы видим сейчас. Вокруг многих звезд появились планеты.
Вселенная растет, и пока никто не знает, что будет дальше. Может быть, она будет расти бесконечно, а может, через долгое время начнет сжиматься обратно.
Что посмотреть и почитать: мини-сериал ВВС «Начало и конец Вселенной», полнометражка от National Geographic «Путешествие на край Вселенной». Художественная повесть Е.Левитана «Сказочные приключения маленького астронома».
Космические корабли, станции, марсоходы, луноходы
Самый первый космический аппарат полетел в космос в 1957 году — за 4 года до Юрия Гагарина, и тоже в Советском Союзе. Это был первый искусственный спутник Земли, похожий на шарик с четырьмя ножками. Он летел и попискивал — передавал на Землю радиосигналы.
С тех пор люди придумали и запустили в космос много аппаратов и станций. Некоторые летают по орбите вокруг Земли, ведут съемки нашей планеты, передают нам фотографии и другие сообщения. Благодаря им у нас есть точные карты, а еще мы лучше предсказываем погоду. Другие космические корабли, например, американский «Вояджер», улетают далеко-далеко, чтобы посылать нам снимки других планет. Третьи приземляются на Луну или Марс, ездят по ним и посылают на Землю сообщения — это луноходы и марсоходы. Луноходы даже смогли отправить обратно на Землю образцы лунной пыли.
Самые сложные корабли — это те, на которых летают космонавты. Есть целые космические станции, которые отправили на орбиту Земли, чтобы космонавты могли прилетать туда, как на работу, и проводить исследования. Сейчас самая крупная станция на орбите — это российская «Международная космическая станция» (МКС), на ней работают космонавты из разных стран. Чтобы запустить космонавта или груз с Земли в космос, нужно много топлива. Когда взлетает ракета, она сжигает это топливо и почти целиком сгорает сама — остается только маленькая капсула, которая летит дальше по своим делам. Но сегодня конструкторы создают «многоразовые» ракеты, которые не сгорают при взлете, а возвращаются на землю — это ракеты Илона Маска «Фальконы».
Что посмотреть и почитать: игровые фильмы «Салют-7» (12+), «Человек на Луне» (12+), российский мини-сериал про космическую гонку «Открытый космос». Книги А.Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам», Н.Акулова, М.Корниенко «Чему я могу научиться у Сергея Королева», О.Соломатина «Чему я могу научиться у Илона Маска».
День и ночь
Даже очень маленькие дети интересуются, почему наступает ночь, а назавтра — день. Почему нельзя прямо сейчас из Киева позвонить друзьям в Лос-Анжелес? У вас-то еще «время детское», а там почему-то спят?! Как — у них уже ночь? Но разве так может быть? Ну, вы-то давно все сами знаете, весь вопрос, как все понятно объяснить малышу. Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! Пусть вас не пугает такое громкое название. Для этой самой модели понадобятся всего-то две вещи — глобус (без него никуда) и обычный фонарик. Включите в затемненной комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните малышу: “Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. А вот и Лос-Анджелес, где живут наши друзья”. Спросите у ребенка, как он думает, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер. Вы, конечно, не забыли сказать сыну или дочке, что Земля вертится? Если нет — самое время с помощью глобуса показать, как это происходит. Солнце у вас висит “в небе” неподвижно, а “Земля” — вертится. Теперь в Лос-Анджелесе день, а у вас уже ночь.
Взаимодействие с Землей
изображение падения на Землю
Подсчитано, что для
полного уничтожения человеческой цивилизации и глобальных изменений атмосферы и
климата, Земле надо столкнуться с астероидом диаметром всего 3 км. Крупнейшим ударным кратером на планете
является южноафриканский кратер Вредефорт, чей диаметр составляет 300 км. Он
образовался 2 млрд. лет назад при столкновении Земли с малым небесным телом, не
превышающим 10 км.
Потенциально опасными для
нашей планеты считаются те объекты главного астероидного пояса, которые могут
приблизиться к ней на расстоянии менее 7,5 млн. км. Опасность астероида
оценивают по Туринской шкале от 0 до 10. Нулевая отметка означает крайне низкую
вероятность столкновения и отсутствие ущерба при попадании в атмосферу планеты.
Астероиды, имеющие 10 баллов, неизбежно столкнутся с Землей и вызовут
глобальную катастрофу, ведущую к гибели человечества.
По состоянию на июнь 2018 года все астероиды главного пояса имеют оценку не выше 0 по Туринской шкале. Ранее представляющими некоторую угрозу считались Апофис (4 балла) и (144898) 2004 VD17 (2 балла), но и их показатели снизились до нуля.
В 21 веке наиболее близко
к Земле приближались:
- 2008 TS26 – пролетел над
планетой на расстоянии 6 тыс. км 9 октября 2008; - 2004 FU162 – приблизился до
6530 км 31 марта 2004 года; - 2009 VA – 14 тыс. км 6 ноября 2009 года.
Некоторые астероиды Солнечной системы достигали атмосферы Земли, но они были настолько незначительных размеров, что разрывались, не достигая поверхности планеты, оставляя лишь мелкие обломки.
В феврале 2013 года
астероид размерами около 17 м и весом до 10*106 кг вошел в атмосферу
нашей планеты. Он разорвался на высоте 20 км над Челябинском и окрестностями.
По оценкам разных исследователей мощность взрыва составила от 100 килотонн до
1,5 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Сгорание объекта в земной атмосфере
сопровождалось сильной ударной волной, выбившей большое количество стекол в
близлежащих населенных пунктах. Также столкновение астероида с Землей
спровоцировало землетрясение магнитудой в 4 балла в юго-западных районах
Челябинска.
Падение астероида
Челябинск стало самым крупным происшествием такого рода после столкновения
Земли с Тунгусским метеоритом. Произошло это в 1908 году в районе правого
притока реки Енисей. Мощность взрыва
составила около 40 мегатонн, что спровоцировало массовый вал деревьев в тайге
на площади более 2 тыс. кв. км.
НАСА финансирует
большинство действующих программ, связанных с космической безопасностью и
защитой Земли от астероидов Солнечной системы. Самые крупные проекты «LINEAR» и
«Pan-STARRS», использующие мощнейшие телескопы, отслеживают до десяти тысяч
малых тел ежегодно. Также обнаружения потенциально опасных космических объектов
ведется с околоземной орбиты благодаря малым спутникам, таким как канадский
«NEOSSat». На финансирование данных проектов у НАСА и других космических
агентств уходит сотни миллионов долларов.
Астероиды в прошлом
Земли
Что произойдет, если с Землей столкнется астероид диаметром больше 10 км? Первым катастрофическим событием будет гигантская ударная волна в атмосфере. Далее тело упадет на поверхность планеты, что закончится либо невиданным землетрясением, либо цунами высотой в несколько сотен метров. Тепловая волна вызовет лесные пожары по всему земному шару, что спровоцирует выброс в атмосферу огромного количества сажи и копоти. Начнется резкое похолодание из-за того, что загрязненная атмосфера не сможет пропускать солнечные лучи в достаточном количестве. Климат на планете необратимо изменится, а многие живые организмы вымрут.
Одно из таких
столкновений произошло 65 млн. лет назад. На полуострове Юкатан в Мексиканском
заливе сохранилось свидетельство этой катастрофы – ударный кратер Чиксулуб
диаметром 180 км. Крупный космический объект размерами около 10 км привел к
полному вымиранию динозавров на нашей планете. Также падением крупного
астероида некоторые исследователи объясняют массовое пермское вымирание живых
организмов, случившееся 250 млн. лет назад.
Нейтронные звезды — объяснение для детей
Если ядро в центре сверхновой представляет 1.4-3 солнечных массы, то разрушение длится до тех пор, пока электроны и протоны не создадут нейтроны. Отсюда и начинается формирование нейтронной звезды. Это чрезвычайно плотные объекты с маленьким объемом, что порождает сильную гравитацию. Если она появилась в многократной звездной системе, то может собирать газ с соседних спутников.
Графическое представление нейтронной звезды
Кроме того, в них есть мощное магнитное поле, которые способно увеличивать скорость атомных частиц вокруг магнитных полюсов, из-за чего формируются сильные пучки излучения. Звезда вращается, и эти лучи словно прожектор разносятся в разные стороны. Если они регулярно попадают на Землю, то мы заметим импульсы, появляющиеся каждый раз, когда магнитный полюс проносится мимо линии визирования. В таком случае, нейтронную звезду называют пульсаром.
Ход упражнение:
Дети следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:
— Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т. п.
Один ребенок выполняет задание у доски.
Игра «Кто быстрее до Луны»
В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.
Результат.
Вначале знания детей о космосе были поверхностными, полученные в основном из мультфильмов. Дети называли 1 – 2 планеты, 1 – 2 созвездия, не представляли, чем люди занимаются в космосе.
Дидактические игры о космосе помогли детям систематизировать знания о космическом пространстве,Солнечной системе, созвездиях, обогатить активный словарь за счет введения новых слов. Дети стали более компетентны, у них значительно расширился кругозор по этой теме.
Используемая литература.
1. Паникова Е. А., Инкина В. В. «Беседа о космосе»
2. ДонинаО. И., ХамидулинаЛ. А. «Путешествие по Вселенной…»
3. Гризик Т. И. «Познаю мир»
4. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия»
5. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
6. Венгер А. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
Белый карлик может стать сверхновой — объяснение для детей
Если белый карлик расположен в двоичной или же в многократной звездной системе, то переживет более насыщенные процессы. Новыми когда-то просто называли новые звезды. Но если быть конкретными, то это старые звезды, превратившиеся в белые карлики. Если он расположен близко к «звездному товарищу», то может начать воровать водород из внешних слоев несчастного. Как только соберется достаточное количество водорода, происходит взрыв ядерного синтеза, и белый карлик убирает оставшийся материал и светится ярче. Это длится несколько дней, после чего начинается повторный цикл тех же операций. Если карлик большой, то может набрать столько массы, что разрушится и полностью восстановится в виде сверхновой.
Расширить границы
Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:
- О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
- Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
- Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
- Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
- Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
- Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
- Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.
Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше
Что рассказать?
Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.
Меркурий.
Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.
Венера.
По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.
Земля.
Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.
Марс.
Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.
Юпитер.
Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.
Сатурн.
Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.
Уран.
Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.
Нептун.
Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.
Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:
- Меркурий – в солнцезащитных очках;
- Венера – модная девушка, например, в шляпке;
- Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
- Марс – красный;
- Юпитер – большая планета;
- Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
- Уран – ледяной, светло-голубой;
- Нептун – ярко-синий.
Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.
Луна из колодца
Нелишне рассказать малышу, что и днем звезды и Луна никуда не исчезают, а все так же находятся над нашими головами! Иногда ясным утром, когда уже вполне светло, можно видеть в небе и Луну, и звезды. Недаром есть такая примета: если летом звезды видны очень хорошо, следующий день будет, скорее всего, ясным. Ребенку будет интересно посмотреть на Луну в телескоп.
Годится и обычная подзорная труба. Лучше всего, если вам удастся закрепить ее с помощью подставки. Возьмите ее на дачу (или вынесите на балкон) и устройте мини- обсерваторию. Даже труба с несильным приближением позволяет в ясную погоду увидеть на Луне горные цепи и наиболее крупные кратеры. А может быть, вам с малышом удастся разглядеть Марс, Венеру и другие планеты? Не стоит только рассматривать в подзорную трубу Солнце. Не делайте этого сами, и ни при каких обстоятельствах не позволяйте ребенку. Тяжелый ожог сетчатки — самое безобидное, чем может закончиться такая “астрономия”.
Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Эта небольшая книжка — сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.
Одно из стихотворений сборника:
В небе — Медведицы,
Псы и Телец,
В небе — Весы,
Волопас и Стрелец,
Рыбы, Дельфины,
Рак и Дракон…
Сколько созвездий —
Столько имён.
Кто их сумеет
На карте найти,
Тот не собьется
В полете с пути.
Перечень наиболее интересных фактов
Мы живем на планете и думаем, что Земля равноправный член Солнечной системы. Реальность такова, что масса центральной звезды составляет 99,8% от массы Солнечной системы. И большая часть, от оставшихся 0,2% приходит на Юпитер. Таким образом, масса Земли составляет сотые доли массы Солнечной системы.
Солнце на 74% состоит из водорода, и на 24% гелия. Оставшиеся 2% включает в себя небольшое количество железа, никеля, кислорода. Иными словами, Солнечная система в основном состоит из водорода.
Мы знаем, что существуют удивительно большие и яркие звезды, например Сириус или Бетельгейзе. Но они находятся невероятно далеко. Наше собственное светило является относительно яркой звездой. Если бы вы могли взять 50 ближайших звезд в радиусе 17 световых лет от Земли, то она будет 4-й по яркости звездой.
Его диаметр в 109 раз больше Земного, внутри него могли бы поместиться 1300 тысяч Земель. Но существуют гораздо большие звезды, чей диаметр почти достиг бы орбиты Сатурна, если бы звезда была помещена внутрь Солнечной системы.
Астрономы считают, что наша звезда образовалось около 4590 миллионов лет назад. Примерно через 5 миллиардов лет оно войдет в стадию красного гиганта, и раздуется, затем, сбросив внешние слои, превратится в белый карлик.
Хотя наше светило и выглядит как горящий огненный шар, но на самом деле, имеет внутреннюю структуру поделенную на слои. Видимая поверхность, называется фотосфера, она нагрета до температуры около 6000 градусов по Кельвину. Под ней находится зона конвекции, где тепло медленно движется от центра к поверхности, а охлажденное звездное вещество падает вниз. Эта область начинается на расстоянии 70% радиуса. Под зоной конвекции находится радиационный пояс. В этой зоне, тепло передается через излучение. Ядро простирается от центра на расстояние в 0,2 солнечных радиусов. Это место, где температура достигает 13,6 млн градусов Кельвина, и молекулы водорода сливаются в гелий.
Солнце на самом деле медленно нагревается. Оно становится на 10% ярче каждый миллиард лет. В течение всего миллиарда лет, жар будет настолько сильным, что жидкая вода не сможет существовать на поверхности Земли. Жизнь на Земле, исчезнет навсегда. Бактерии смогут жить под землей, но поверхность планеты будет выжженной и необитаемой. Через 7 миллиардов лет оно превратится в красного гиганта, и прежде чем оно расширится, Солнце притянет к себе Землю и уничтожает всю планету.
В отличие от планет, Солнце это огромная сфера из водорода. Из-за этого, различные части вращаются с разной скоростью. Вы можете видеть, насколько быстро вращается поверхность, путем отслеживания движения пятен по поверхности. Вращение на экваторе занимает 25 дней, в то время как на полюсах, полный оборот может занять 36 дней.
Поверхность имеет температуру 6000 градусов Кельвина. Но это гораздо меньше, чем температура атмосферы звезды. Над поверхностью имеется область атмосферы, — называемая хромосферой, ее температура может достигать 100,000 К. Еще более далекие области, называемые короной, достигают температуры 1 млн. К.
Самый известный космический корабль, посланный для наблюдений, запущен в декабре 1995 года и называется SOHO. SOHO постоянно наблюдает за нашим светилом. В 2006 году были запущены два аппарата миссии STEREO. Эти два корабля были разработаны, чтобы наблюдать за активностью с двух разных точек зрения, это дает трехмерные модели нашей звезды, и позволяет астрономам более точно прогнозировать космическую погоду.
Сверхновые обходят нейтронные звезды или черные дыры
Если звезда достигла массы больше восьми солнечных, то обречена погибнуть и стать сверхновой
Важно объяснить детям, что это не просто рождение новой звезды. В предыдущей полностью взрывается ядро, что порождает образование железа
Когда оно появляется, то это означает, что звезда отдала всю энергию (более тяжелые элементы будут ее поглощать). У объекта больше нет возможности поддерживать свою массу, и железное ядро рушится. Проходит всего пара секунд, а ядро резко уменьшается, увеличивая температуру на миллион градусов и больше.
Внешние слои разрушаются вместе с ядром, отскакивают и разлетаются в стороны. Сверхновая – это потрясающее зрелище, так как в этот момент выделяется колоссальное количество энергии. Ее так много, что она способна на недели затмить всю галактику! В среднем такие вспышки происходят раз в 100 лет. Каждый год можно найти 25-50 появившихся сверхновых, но они расположены так далеко, что без телескопа этого не увидишь.
Юрий Гагарин — первый в космосе
12 апреля 1961 года в космос полетел первый в мире человек — Юрий Гагарин. Он взлетел на ракете «Восток» и первым увидел, как красиво выглядит наша планета сверху: кучерявые облака, радуга над поверхностью Земли и черное небо над нею. Полет продолжался 108 минут, столько идет какой-нибудь большой мультик — «Холодное сердце» или «Зверополис».
Гагарин был в ракете совсем один, но полет готовила большая команда, а руководил всем Сергей Королев — советский ученый, он все время разговаривал с Гагариным по радиосвязи. Команда понимала, что космонавт рискует жизнью и в полете что-то может пойти не так. Уже при возвращении на землю Гагарин увидел в иллюминаторе пламя и решил, что все кончено, сказал команде: «Я горю, прощайте, товарищи!» Но все закончилось хорошо: капсула вошла в атмосферу, спустилась к земле, космонавт катапультировался и опустился на парашюте недалеко от Волги. Первыми его увидели бабушка и внучка, которые сажали картошку. «Я свой! Русский, советский! Из космоса прилетел!» — сказал им Гагарин.
Так Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых знаменитых людей в мире, а Россия и Советский Союз теперь всегда могут гордиться, что первыми запустили человека в космос.
Что посмотреть: фильмы о Юрии Гагарине «Звезда по имени Гагарин», «Гагарин. Первый в космосе», фильм о Сергее Королеве и полете Гагарина «Главный».
фото: classpic.ru