Что такое аниме?

Жанры в аниме и их значение

Здесь выделяют те же жанры, что и в кино или литературе, однако есть и ряд специфических разновидностей. Для удобства их можно разделить на группы.

Целевая аудитория

Следующие жанры подходят для тех, на кого рассчитано аниме.

Кодомо – анимация для детей младше 12 лет. В нем нет особенного идейного наполнения, нет жестокости и грубости. Кроме того, по стилю рисовки оно значительно отличается от прочих жанров, где западный зритель может и не догадаться, что мультфильм выпущен в Японии, если не будет знать об этом.

Сёнэн рассчитан на юношей 12-18 лет. Ключевые особенности – динамика, изображение мужской дружбы, изобилие юмористических сцен, наличие соперничества, к примеру, в спорте.

Женские персонажи изображаются подчеркнуто привлекательными и сексуальными.

У сёнэн есть несколько поджанров:

  • сэнтай – повествует о приключениях компании приятелей, которые борются с кем-то либо чем-то;
  • спокон – показывает истории молодых спортсменов;
  • гарем – изображает персонажа, окруженного девушками.

Сёдзё предназначен для девушек 12-18 лет. Сюжет чаще всего строится вокруг любовной линии, рисовка нередко отличается гротескной юмористичностью или утонченной романтичностью, развитие персонажей проработано лучше, чем в сёнэн. Юношей наделяют красивой внешностью.

Можно выделить такие поджанры:

  • махо-сёдзё – в нем героини обладают магическими способностями;
  • реверс-гарем – аналогично гарему девушка окружена большим количеством юношей.

Сэйнэн – жанр для взрослых мужчин. Здесь хорошо показано развитие персонажей, присутствует психологизм, эротика и сатира.

Сюжет не завязан любовных отношениях, однако они могут присутствовать. Отличается от сёнэн большей реалистичностью и мрачностью.

Дзёсэй – рассчитан на взрослых женщин

В основе сюжета обычно повседневная жизнь женщины, отдельно уделяется внимание ее школьным годам, когда она знакомится с другими героями истории. Романтические отношения показаны более детально, а рисовка реалистичнее, чем в сёдзё

Сеттинг и отношения между персонажами

Именно по сеттингу аниме имеет множество общих жанров с другими видами художественных произведений, а именно такими:

  • сказка;
  • драма;
  • боевик;
  • детектив;
  • комедия;
  • история;
  • научная фантастика;
  • космическая опера;
  • киберпанк;
  • стимпанк;
  • фэнтези;
  • мистика;
  • апокалиптика;
  • постапокалиптика;
  • повседневность;
  • мыльная опера;
  • социальный;
  • романтика;
  • психологический триллер.

Это общеизвестные жанры, потому нет смысла останавливаться на их толковании. Специфичными можно назвать следующие:

  • добуцу – истории о «пушистых» созданиях, подобных людям;
  • идолы – истории о музыкантах и музыкальном бизнесе;
  • икудзи – истории про заботу о ребенке;
  • дзидайгэки – поджанр исторических картин, повествует о событиях, которые происходят обычно – но не всегда – в период Эдо;
  • самурайский боевик;
  • кайто – истории о непревзойденных ворах;
  • моэ – истории о юных и милых девушках, показывают платонические отношения;
  • отаку – истории об отаку;
  • исэкай – истории о путешествиях между мирами;
  • токусацу – истории о борьбе монстров либо необычных супергероев.

По характеру взаимоотношений между персонажами выделяют:

  • лоликон – истории о сексуальных отношениях несовершеннолетних или выглядящих таковыми женских персонажей;
  • сётакон – истории о сексуальных отношениях несовершеннолетних или выглядящих таковыми мужских персонажей;
  • юри – истории о сексуальных отношениях между девушками;
  • яой – истории о сексуальных отношениях между юношами;
  • сёдзё-ай – также повествует о любовных отношениях между девушками, но без откровенных сцен;
  • сёнэн-ай – показывает отношения привлекательных парней, но без откровенных сцен;
  • хентай – истории с эротическим или порнографическим содержанием;
  • этти – истории, в которых присутствуют эротические моменты, однако сексуальные взаимоотношения не демонстрируются напрямую.

Каждый жанр находит своего зрителя.

Японский аниме фэндом странный, а отношение к индустрии неоднозначное

Думаю, я не раскрою тайну, а скорее скажу банальность, что само слово «отаку» в Японии скорее оскорбление. Причем настолько, что обычные японцы до сих пор думают, что отаку – это грязные, страшные, жирные затворники без личной жизни, которые питаются одними снэками и не следят за собой.

По этой причине многие сообщества отаку в Японии ведут себя тихо и являются частью андеграунд культуры, ведь быть отаку считается постыдным. Ну, а если вы иностранец, который приехал в Японию, то найти хотя бы англоговорящих фанатов будет еще сложнее. Скорее всего, если вы познакомитесь с каким-нибудь англоговорящим японцем в условном баре, скорее всего, он захочет говорить с вами о вашей стране, но уж точно не об аниме.

Кроме того, сам по себе японский аниме фэндом странный. Настолько странный по нашим меркам, что на многих аниме конвенциях заниматься косплеем – это очень грубый тон. Есть конвенции, где это уместно, а есть те, где вам даже могут сделать замечание за простой парик, а потом будут обсуждать целый день.

Помимо этого, японский аниме фэндом очень сегментирован. Если в СНГ я могу сказать, что людям нравится огромное количество разных тайтлов, разных жанров, ибо тут не боятся экспериментировать , в Японии многие местные отаку выбирают одно-два шоу и смотрят его. Есть фанаты, например, One Piece, фанаты Gundam и их мало интересуют другие тайтлы кроме данных франшиз. Если верить словам блогера и косплеерши Кахо Шибуи, которая побывала на огромном количестве японских и западных аниме конвенций, это отличие между западными и восточными фанатами значительное. Условный японский отаку мог никогда не смотреть Evangelion или Fullmetal Alchemist и ему все равно.

Помимо этого сама индустрия, что тоже не секрет, является проблемной. У художников низкие зарплаты, да и сама профессия аниматора аниме не считается успешной. Скорее совсем наоборот. Отлично все проблемы индустрии показал Масааки Юасса в своем последнем аниме Eizouken ni wa Te wo Dasu na!

Создание оригинальных рисунков и видео

Наконец-то пришло время сделать полноценное аниме

Оригинальная анимация является важной частью процесса. Анимация это иллюстрация, технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой (от 12 кадров в секунду для рисованной анимации до 30 кадров в секунду для компьютерной анимации)

Многие рисунки и видеоролики нарисованы в ручную, т.к. компьютер даже сейчас не может заменить талант художника.

Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре «визуальный роман»

Манга

Слово « манга» в прямом переводе означает «причудливые рисунки». Манга — это обычно не «комиксы», как их понимает Запад; скорее, они представляют собой кусочки японской культуры и истории. Стиль «манга» имеет обширную историю, начавшуюся где-то в 10 веке; свитки того периода изображают животных как представителей «высшего класса», ведущих себя как типичный человек в аналогичных ситуациях. Такие свитки впоследствии стали известны как гига Чоуджу или «Свитки животных».

Свитки, найденные позже, в 12 веке, будут изображать религиозные образы, такие как Гаки Дзоши (Свитки голодных призраков) и Дзигоку дзоши (Свитки ада). Хотя оба они касались различных аспектов религии, в отличие от «Свитков животных», они представляли более поучительную точку зрения, чем комедийный стиль.

В культурном отношении манга более значима, чем западные комиксы (хотя многие играют ту же роль). Первоначально манга печаталась в ежедневных газетах; во время Второй мировой войны нормирование газетной бумаги привело к падению популярности манги. В послевоенные 1950-е они возродились в форме «карточных шоу с картинками» , которые представляли собой стиль повествования, дополненный использованием иллюстраций, и очень популярной «манги напрокат», которая позволяла их читателям брать их напрокат. иллюстрированные книги за определенный период времени.

Почему в аниме рисуют такие большие глаза?

Какие основные визуальные характеристики аниме? Это экспрессивность во всём, динамика даже в исключительно статичных сценах, реакция персонажей на пределе переигрывания. В этом плане вы никогда не перепутаете аниме ни с чем другим.Ahriman aka Дмитрий Грозов, российский художник в стиле аниме

Киновед Борис Иванов в книге “Введение в японскую анимацию” отмечает, что в аниме графика обычно подчиняется установленным жанровым канонам. Это справедливо для ТВ-сериалов, которые рассчитаны на узкую целевую аудиторию и подстраиваются под нее.

Одной из главных визуальных особенностей аниме часто называют “большие глаза” персонажей. Однако тут стоит оговориться: все же первые показанные в аниме “большие глаза” создатель “Могучего Атома” Осаму Тэдзуки срисовал с мультфильмов Уолта Диснея, так что эта техника изначально была заимствованной.

Сейчас “большие глаза” рисуют преимущественно из соображений символизма: чтобы наглядно подчеркнуть дружелюбие персонажа, его наивность, молодость, эмоциональность и открытость миру. Часто встречается у кавайных (милых, обаятельных) девушек. Однако у отрицательных, взрослых и пожилых персонажей, наоборот, глаза узкие и маленькие, так что говорить о единообразии здесь не приходится.

Еще одна характерная черта аниме-сериалов — разноцветные волосы. У самих японцев встречаются только черные и каштановые волосы, зато прически аниме-персонажей могут блистать всеми цветами радуги. Обычно цвет волос отражает характер персонажа:

  • белый — для скрытных, таинственных персонажей
  • черный — серьезных, строгих, мужественных
  • рыжий и красный — для вспыльчивых, гиперактивных
  • синий — покладистых, грустных, тихонь
  • желтый — дружелюбных, веселых, непостоянных
  • розовый — нежных, наивных, мягких

Отдельной визуальной манерой также считается стиль Тиби, в котором у персонажей непропорционально большие головы и маленькие туловища. Такой стиль используют в комедиях и детских аниме, чтобы подчеркнуть комичность персонажей и ситуаций.

Однако поскольку аниме объединяет работы всех японских мультипликаторов, в целом сложно говорить об единстве визуальных характеристик. Включите одновременно “Железобетон” Майкла Ариаса и “Твое имя” Макото Синкая и попробуйте привести их к общему знаменателю. Вряд ли это получится, визуальный стиль заметно отличается, хотя и то, и то — аниме.

Справа: «Твое имя», слева: «Железобетон»

Эпилог

Сейчас индустрия превратилась в сплошную киноотсылку ко всему, что было снято за последние несколько десятков лет. «Золотой век аниме» давно минул, в моде «школьники и повседневность» — настоящий рай для отаку. Ярчайшие примеры — это всеми обожаемые «Кэйон!» и его более ранний вариант, от той же студии — Kyoto Animation — «Лаки Стар». «Как создать из обычной девушки героиню» намекает на повседневность даже своим названием, а внутри состоит из классического фансервиса. На фоне всевозможных школьных гаремников с пятью девушками, главным героем за второй партой с конца в правом ряду у окна и его другом неудачником, особняком стоит сериал «Квест Сакуры», в котором нет ни героя ни его друга, даже школы нет — только кавайные тян и их быт в одной из Японских провинций, что очень сильно напоминает стиль Kyoto Animation.

Тем не менее, встречаются довольно интересные эксперименты с жанром в современном ключе. Например: «За гранью», «Чудачество любви не помеха!» и «Дневник будущего» — хорошо совмещают в себе тенденции последних лет и классические веяния, привнося в мультипликацию что-то новое. Так же, встречаются режиссёры — приверженцы старой школы, вроде Хироюки Сэсита, который берётся за экранизации такой классики манги, как «Блам!», «Рыцари Сидонии» и даже перезапуск «Годзиллы». В мире аниме уже давно перестало быть исключительно Японским развлечением, сейчас всё чаще появляются проекты, создаваемые в США и других странах. Стоит отметить картину «Первый отряд», которая была снята содружеством режиссёров из России и Японии. Полнометражные мультфильмы и сериалы, после своих премьер в кино и по кабельному телевидению, довольно быстро просачиваются в интернет, где обзаводятся субтитрами и озвучками на разных языках, что делает их ещё более доступными для широких масс совершенно разных зрителей всех возрастов и вероисповеданий. Как говорят отечественные отаку: «Мир будет няш!». Сайонара.

Могила светлячков (1988). Исао Такахата.

Самая известная картина сооснователя студии Ghibli великого Исао Такахаты. Действие происходит в городе Кобе незадолго до конца Второй мировой войны. В центре истории 14-летний мальчик Сэйто и его маленькая сестра Сэцуко, чудом пережившие бомбежку американцев(в отличии от своей мамы, которая умерла от ожогов) и сначала нашедших шаткий приют в доме тетки, а потом сбежавших от ее жестокости на улицу.

Их трагическим приключениям и посвящена эта, возможно, главная антивоенная лента в истории кинематографа. В отличие от большей части других мультфильмов в этом списке аниме Такахаты о прошлом. И в свете его событий становится ясно, почему японцы в Акире и Призраке так пессимистично смотрят в будущее: они знают на что способны бомбы и как часто люди любят сбрасывать их друг на друга.

Могила светлячков — тихая, поэтичная картина. Она об уничтоженном детстве и о быстром, неправильном взрослении в условиях войны. И о том, что вместе с войной приходит и социальная катастрофа, ожесточающая людей и отдаляющая их друг от друга.

Какие аниме самые популярные у анимешников

Выбор зависит от предпочтений, но некоторые работы нашли общее признание и побили все рекорды в мировых рейтингах. С чего начать знакомство? Тем, кто заинтересовался культурой, этот список обязателен к просмотру.

Принцесса Мононоке

Картина режиссёра Хаяо Миядзаке вышла в 1997, став самым кассовым фильмом в Японии. Правда, в этом же году почетное место пришлось уступить «Титанику». Принц Аситака, победил зловещего демона в обличье кабана, но стал жертвой проклятья.

В поисках исцеления он был вынужден покинуть дом. В пути он встречается с воинственной принцессой духов, которая защищает лес от ненасытных горожан.

Твое имя

Культовый аниме фильм Макото Синкая был анонсирован на Anime Expo 2016 и вошел в десятку самых просматриваемых за год. Романтичная история о юноше и девушке, которые внезапно стали меняться телами во время сна. Переселение душ прекращается по непонятной причине, и герои чувствуют себя одинокими.

Восхождение Героя Щита

Сериал, созданный по мотивам Ранобэ-романа, имеет собственный сайт. Студент университета ведет обычную жизнь, наполненную увлечениями. Затем он оказывается в альтернативной вселенной и узнает, что на него возложена задача спасения мира.

Самые новые аниме

Внимания зрителей заслуживают небанальный рассказ о школьном кружке «Руки прочь от киноклуба», «Великий притворщик» от Netflix, «Непризнанный школой владыка магии». В 2020 году в ТОП попал второй сезон сериала «Re:Zero».

2000-ые

В это время наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультур во многих странах. Выросло как число дистрибьюторов аниме, так и количество компаний, его выпускающих. Объём их продукции возрастал, причём зачастую не в ущерб её качеству. Повысился общий уровень качества анимации, для создания аниме и манги активно использовались компьютерные технологии. Несмотря на то, что первые фирмы, лицензирующие и распространяющие аниме на территории США, появились задолго до этого, конец 1990 и начало 2000 годов ознаменовались усилением позиций этих компаний и увеличением их количества. На американском рынке ситуация с лицензированием аниме стала такой, что большая часть аниме-продукции лицензируется и издаётся в пределах года с момента её выхода на экраны в Японии. Подобная заинтересованность в аниме сказывается на его финансировании в Японии: многие дистрибьюторы, например Geneon, спонсируют создание отдельных аниме-сериалов и фильмов. Ситуация с лицензированием аниме в России также изменилась в лучшую сторону: фактически с нуля возникли несколько крупных российских компаний, закупающих лицензии и распространяющих аниме.

С развитием технологий в аниме всё чаще используется компьютерная графика. В последнее время трёхмерные анимационные вставки появляются даже в не слишком масштабных проектах. Существует аниме, целиком созданное при помощи этих приёмов. Например, «Ганц» комбинирует двумерных персонажей переднего плана с полностью трёхмерным окружением, наследуя это у одноимённой манги, созданной таким же образом. Менее заметным на первый взгляд, но гораздо более важным достижением стал полный переход на компьютерную обработку графики. Сегодня графика практически любого аниме переводится после отрисовки в компьютерный формат, либо рисуется сразу при помощи графических планшетов. Вся работа по комбинации изображений, созданию анимации, наложению звука и музыки проводится в цифровой форме. Перевод видео на плёнку может быть выполнен лишь на последнем этапе; впрочем, с развитием телевидения, и это подчас не требуется.

С увеличением числа производимых сериалов повышается и количество нестандартных, экспериментальных лент. Обычная для аниме свобода творчества режиссёра даёт возможность воплощать в жизнь самые неожиданные идеи. Однако не убывает и число традиционных сериалов, сделанных по всем канонам жанров. Часто такие произведения даже вырождаются в шаблонное творчество, не представляющее собой, по мнению многих, ничего стоящего. Тем не менее, некоторые сериалы, выглядящие полностью стереотипно, оказываются, в итоге, весьма необычны, и обретают немалую популярность. Таковы, например, «Любовь и Хина» и «Школьный переполох» . Растущая популярность, с другой стороны, стала причиной возникновения такого явления, как аниме, направленное исключительно на аудиторию отаку. После невероятного успеха «Евангелиона» 1990 годов многие студии пробовали себя в создании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой». Другое направление развития — фансервис. В видеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Примерами аниме с ярко выраженным фансервисом такого рода могут служить «Жаркое лето» и «Ручная горничная Мэй». Иногда аниме базируется на популярных японских эротических видеоиграх в жанре «Date Sim», однако такие экранизации могут быть и вполне серьёзными работами, как например «Канон». Ещё один вариант фансервиса — упоминание в сериале культуры отаку, в некоторых случаях — демонстрация их «необычности» и «отстранённости от остального мира». Зародившееся ещё в 1980 с «Фильма об отаку» студии Gainax направление пополнилось несколькими достойными работами, подчас исследующими отаку на вполне серьёзном уровне. Например «Гэнсикэн» целиком посвящён субкультуре поклонников японской развлекательной продукции.

Самое первое аниме в истории, кто его придумал

Первая анимация в Японии появилась в начале XX века, картинки рисовали мелом и снимали на пленку. Ограниченность ресурсов мешала развитию любых технологий, а землетрясение Канто в 1923 нанесло огромный урон, индустрии и стране в целом. Существующие наработки были практически уничтожены вместе со студиями.

В 1930-е аниме было в основном юмористическим. Министерство образования оказывало поддержку студиям, а их работы использовались в качестве вспомогательного материала для усвоения информации школьниками. Перед вторжением Японии в Китай по заказу военных было создано много лент в целях пропаганды.

Первая серьезная работа послевоенного периода «Легенда о белой змее» рассказывает китайскую историю. Создатели стремились не уступить западным коллегам и одновременно сгладить напряжение в отношениях с близким соседом.

После 8 месяцев напряженного труда, в котором были задействованы 13,5 тысяч сотрудников, создателей постигло разочарование. Американская адаптация была серьезно изменена, урезана, а маленькая красная панда превратилась в кота.

Первый аниме сериал Otogi manga Calendar режиссёра Рюити Ёкояма, представлял собой интерпретацию моментов истории в картинках. Два сезона по 312 серий транслировались по центральному телевидению, длина серии составляла всего 3 минуты.

Значимый прорыв в Японии и сразу во всем мире принадлежит Осаму Тедзуки основателю студии Mushi Production и его творению Tetsuwan Atom (в переводе на английский звучит как «AstroBoy»). Атом – добрый мальчик-робот, обладающий высоким интеллектом и сверхспособностями.

Постепенно он начинает чувствовать как человек и защищать землян от бандитов, пришельцев и роботов, вышедших из-под контроля. С этого момента началась эволюция стиля и самого понимания жанра.

В 1965 году Тедзука создал первый цветной сериал «Император джунглей», несмотря на то, что аниме получило небольшую известность в Америке, мы знаем эту историю под названием «Король Лев». Позднее автор заложил основы эротического поджанра в «1001 ночи» и «Клеопатре».

Почему аниме – это плохо

У каждого свой взгляд на аниме, и в России он не всегда положительный. Так, до сих пор бытует мнение, что анимационные фильмы и сериалы для детей, а не для взрослых.

Однако, оно как правило, присуще тем, кто не знаком с аниме-культурой вовсе или судит по одной-двум просмотренным картинам.

Аниме – это богатый, по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти, как добрые и жизнеутверждающие истории, так и мрачные или такие, что многим покажутся аморальными.

Однако все это элементы человеческой культуры в целом, и они характерны не только для японской анимации. Впрочем, каждый сам вправе решать, считать ли их хорошим явлением, плохим или нейтральным.

Так, аниме зародилось примерно в одно время с западной анимацией и постепенно приобрело поклонников по всему миру.

Популярность подобных мультипликаций объясняется разнообразием жанров и истории, а также тем, что они ориентированы не только на детей, но и на взрослую аудиторию.

Культура мобильных телефонов

Кэйтай сёсэцу (роман о сотовом телефоне)

Keitai Shousetsu (буквально «роман о сотовом телефоне») был феноменом, изначально уникальным для Японии, но быстро распространившимся на другие страны, такие как Китай, Индия, Италия, Швейцария, Финляндия, Южная Африка, США и Бразилия. Из-за того, что Япония предпочитает мобильные телефоны компьютерам, романы о мобильных телефонах были недорогим способом для авторов-любителей распространять свои работы в мире посредством текстовых сообщений или электронной почты, которые в конечном итоге превратились в подписку через веб-сайты. «Deep Love» была первой в своем роде, написанной в 2002 году Йоши; он был адаптирован в мангу, телешоу и фильм. Работы выполнялись небольшими партиями из-за ограниченных возможностей мобильного телефона, который идеально подходит для чтения пассажирами в перерывах между остановками поездов. Часто эти работы печатаются; в 2007 году в Японии было представлено десять самых продаваемых романов того года, основанных на романе о мобильных телефонах. Учитывая, что они в основном написаны подростками и молодыми людьми, они сосредоточены на таких темах, как отношения, употребление наркотиков, беременность, изнасилование и проституция. Это тенденция, которой пожилым людям трудно заниматься из-за, казалось бы, жестоких тем, использования смайликов для передачи эмоций и экономии места, а также отсутствия разнообразного и длинного словарного запаса.

Селфи

Современное селфи берет свое начало в японской культуре каваи , особенно в феномене пурикура в Японии 1990-х годов. Чтобы извлечь выгоду из феномена пурикуры, в конце 1990-х — начале 2000-х годов японские мобильные телефоны стали включать в себя фронтальную камеру , которая облегчила создание селфи . IPhone 4 (2010) была принята фронтальную камеры функция от ранее японских и корейских телефонов с камерой , и помог популяризировать селфи на международном уровне за пределами Восточной Азии. Фотографические функции в пурикуре были позже приняты приложениями для смартфонов, такими как Instagram и Snapchat , включая рисование граффити или ввод текста поверх селфи, добавление функций, украшающих изображение, и параметры редактирования фотографий, такие как кошачьи бакенбарды или кроличьи уши.

Видеоигры

С начала 1970-х годов Япония была домом для некоторых из самых известных и влиятельных компаний по производству видеоигр в мире; некоторые из самых известных включают Nintendo , Sega , Sony , Namco , Capcom , Konami и Square Enix . Игры, производимые компаниями, очень хорошо известны во всем мире, включая известные аркадные игры, такие как Space Invaders и Pac-Man , и невероятно популярные франшизы, такие как Mario , The Legend of Zelda , Final Fantasy , Metal Gear , Street Fighter , Sonic. Ежик , Покемон и Обитель зла . Многочисленные японские игры были признаны одними из лучших игр всех времен и породили сиквелы, римейки и адаптации.

Как появилось аниме?

Аниме — это общий термин для всей японской анимации: от мультиков для детей до серьезных произведений на взрослые темы.

Аниме зародилось в 1917 году, когда японские художники впервые попробовали “оживить” свои рисунки по примеру западных мультипликаторов. Первой японской анимационной работой считается пятиминутный “Новый альбом набросков” (Dekoboko shin gachou, 1917) режиссера и художника Дэкотэна Симокавы, который анимировал свои рисунки. В тот же год вышла работа Сэйтаро Китаямы “Сражение краба и обезьяны” (Saru kani kassen) на сюжет одноименной японской сказки.

Сказка о сражении краба и обезьяны

Однако до 1960-х годов японская анимация развивалась не так быстро, как западная. Когда в Америке в 1932 году Уолт Дисней выпускает первый цветной мультфильм “Цветы и деревья”, в Японии открывается лишь первая студия, специализирующаяся на анимации, — Masaoka Film Production, которая годом позже снимает первое японское аниме со звуком: “Мир силы и женщин” (Chikara to onna no yononaka). Для примера, первый мультфильм со звуком на Западе вышел на 5 лет раньше, в 1928 году, — “Пароходик Вилли”.

В 1937 году Уолт Дисней выпустил свой первый полнометражный цветной мультфильм “Белоснежка и семь гномов”, а в Японии первое полнометражное цветное аниме появилось только в 1958 году — “Легенда о белой змее” режиссера Тайдзи Ябуситы.

Но все изменилось в 1963 году с выходом черно-белого анимационного сериала “Могучий Атом” (Astro Boy), снятого по одноименной манге Осаму Тэдзуки, про доброго мальчика-робота, который борется со злом.

 Читать еще: «Любовь, смерть и роботы»  и другие анимационные хиты от Netflix

Сериал стал дико популярен: по всему миру продали порядка 100 млн копий оригинальной манги, его перевели на английский и транслировали в США, Австралии, Канаде и странах Азии. Журнал Empire поместил Могучего Атома на 43-е место в списке величайших персонажей комиксов. А IGN отдала “Могучему Атому” 86-е место в списке самых популярных мультипликационных сериалов. По словам Фредерика Шодта, американского автора книг о культуре Японии, “Могучий Атом” стал одним из национальных символов этой страны.

“Могучий Атом” заложил визуальные и сюжетные основы японской анимации и дал толчок к ее дальнейшему развитию. Так, “большие глаза”, приписываемые всем аниме, впервые появились у Могучего Атома. Кстати, продолжение сериала — “Могучий Атом — космический герой” — стало первым полнометражным аниме по мотивам ТВ-сериала.

Другие студии поняли, как это удобно — адаптировать многосерийную мангу под ТВ-формат, и один за одним стали выпускать аниме-сериалы: “Белый лев Кимба”, “Ведьма Салли”, “Секрет Акко-тян” и др.

Аниме «Белый лев Кимба»

Также один из популярнейших жанров манги и аниме — сёнэн (о жанрах подробнее поговорим ниже) — тоже обязан своей популярностью “Могучему Атому”, так как это аниме популяризовало сюжеты про мальчика с необычными способностями, который борется с трудностями и на протяжении сюжета взрослеет. “Dragon Ball”, “Наруто”, “One Piece” и другие популярные сёнэны продолжают эту традицию.

Музыка

Мияви

Популярность японских исполнителей поп- и рок-музыки среди слушателей в США также растет. К таким исполнителям относятся L’Arc-en-Ciel , Miyavi , TMRevolution , Hikaru Utada , Asian Kung-Fu Generation , Dir En Grey , Yellow Magic Orchestra и Сусуму Хирасава . Популярность этих исполнителей растет с каждым годом, как минимум дважды они гастролировали по Соединенным Штатам, выступая на небольших площадках в Бостоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, каждый раз увеличивая свою фанатскую базу. Американская японская художница Хикару Утада выпустила английский дебютный альбом в 2004 году, ее сингл » Devil Inside » возглавил чарты Billboard Hot Dance / Club Airplay. Dir En Grey в начале 2006 года отправились в тур по США. Японские кумиры , такие как Morning Musume , AKB48 и S / m mile , теперь становятся известными в США благодаря Интернету. В 2009 году Morning Musume выступили на Anime Expo, а в 2010 году там выступили AKB48 . Также в 2010 году влиятельная металлическая группа X Japan отыграла свой первый тур по США, распродав большинство концертов. В апреле 2011 года Берриз Кобо выступила на аниме- конвенте в Вашингтоне. Искусство японской манги также оказало влияние на американских музыкальных исполнителей и певцов, таких как Фаррелл Уильямс, чей видеоклип It Girl (песня Фаррелла Уильямса) содержит широкий спектр художественных работ в стиле аниме. Даже электронные музыканты Daft Punk использовали изображения аниме в нескольких своих музыкальных клипах, таких как Harder, Better, Faster, Stronger , One More Time (песня Daft Punk) и Something About Us (песня Daft Punk) .

Как зарождалось аниме

История аниме насчитывает начало 20-го века. В этот период японцы экспериментировали с методами анимации, популярными в Германии, Америке, России и Франции. Первым японским анимационным фильмом, снятым в Японии, был пятиминутный «Рассказ о привратнике Мукудзо Имокаве» Отена Шимокавы в 1917 году. А первым глобальным успехом японской анимации стал «Момотаро» 1918 года авторства Сэйтаро Китаяма.

После 30-х годов и во время Второй мировой войны правительство Японии использовало аниме в основном в пропагандистских целях. Благодаря этому они укрепляли национализм и культ императора в обществе. Тогда и была популярна вышеупомянутая анимация под названием «Момотаро».

Кадр из аниме «Момотаро»

В 40-х и 50-х годах двадцатого века в киноиндустрии страны цветущей сакуры произошел застой. В это время в мире популярность набирали такие лейблы, как Walt Disney и Warner Bros. В это время развивались манга (японские черно-белые комиксы), что способствовало увеличению производства анимационных сериалов в следующем десятилетии. Символами успеха аниме тогда стали, среди прочего: «Ведьма Салли», «Белый лев Кимба», «Секрет Акко-тян» и «Астробой».

В 1970-х годах аниме вновь становится популярным. Стали появляться оригинальные и самобытные анимационные фильмы (в основном созданные на основе манги). Подобные работы делались как для молодежи, так и для взрослого населения. Вскоре стали появляться такие жанры, как Меха — рассказ о роботах и гуманоидах, Токусацу — аниме о героях. Модернизация, моральные изменения и технический прогресс, который охватил весь мир, также оказали большое влияние на аниме.

Аниме стало представлять магию, фантастические миры, сверхъестественные способности и многое другое. Доказательством этого были, например, «Мадзёкко Тиккуру», «Тигровая маска» или «Яттаман».

В 1980-е года аниме стало распространяться за пределами страны-производителя (в основном в Канаде, Америке, Франции и Италии). Это было одно из важнейших направлений кинопроизводства в Японии, которое отражало изменения, происходящие в этой стране. Аниме продвинуло и расширило экспорт Японии. Десять лет спустя оно начало завоевывать рынки Восточной Европы и Южной Америки.