Оглавление
- Отличие развития мальчиков и девочек
- Как развивать малыша?
- Особенности питания малыша в 9 месяцев
- Примерное меню по дням
- Питание малыша в 9 месяцев
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 9 месяцев
- Речь крошки в девятимесячном возрасте
- Рацион питания
- Поздравления с днем рождения сыну от мамы
- Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни
- Плюсы и минусы раннего развития
- Особенности физического развития ребенка
- Режим дня в 9 месяцев
- Какие игрушки рекомендованы
- Занятия для развития
- Навыки и умения
- Достижения ребенка к 9 месяцам
- Двигательная активность
Отличие развития мальчиков и девочек
Развитие младенцев обоих полов в этом возрасте происходит практически одинаково. Но если понаблюдать за разнополыми детьми в процессе игр, можно заметить отличия в поведении, восприятии, мышлении.
Девочки предпочитают общение со взрослыми людьми.
Девочки более эмоциональны, поэтому предпочитают игрушкам, общение со взрослыми людьми. Их привлекают звуки и голоса, они лучше понимают обращенную речь. Поэтому и сами начинают говорить быстрее. У них хорошо развито периферическое зрение, они обращают больше внимания на детали.
Сильный пол больше привлекает изучение окружающего мира, чем общение с людьми. Поэтому их основным занятием становятся активные игры и рассматривание предметов. Голосам их не слишком интересуют, поэтому разговорная речь формируется позже, чем у девочек. Зато мальчикам нравятся шумовые эффекты.
Как развивать малыша?
- игры с коробочками, сумочками, сортерами. Предложите собрать предметы в коробку, достать их из сумочки, подобрать по размеру и форме. Вначале покажите, как это делать сами, после совершите действие руками карапуза, дайте возможность повторить самостоятельно;
- катать и бросать мячики и шарики. Сядьте напротив ребенка и покатите к нему шарик. Предложите крохе оттолкнуть его в вашу сторону. Научите бросать мяч, пробовать ловить его и т.д.;
- «волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный мешок несколько игрушек. Дайте карапузу потрогать его. Спросите, что находится внутри. Извлеките предмет;
- «оркестр из кастрюль». Дети очень любят предметы, движения с которыми производят звук. Дайте малышу кастрюлю и крышку. Покажите, как хлопнуть ею. Предложите положить в кастрюлю игрушку и повторить действие;
- «хрюкаем и гавкаем». Показывайте карапузу разные варианты сочетания звуков, предлагайте ему самостоятельно повторять за вами;
- замки и башни. Стройте с малышом небольшие башенки и позволяйте ему их рушить;
- книги и разговоры. Предложите полистать книгу для младенцев, показывайте, кто изображен, что он делает и т.д.;
- ролевые игры. Пора познакомить карапуза с играми в куклы. Возьмите одни из них и начните разговаривать с крохой. Он очень обрадуется. При помощи куклы покажите простые игры: чаепитие, прогулки, укладывание спать;
- прятки и догонялки. Если малыш уже хорошо ползает или двигается у опоры, предложите ему убегать от вас, а сами мелкими шагами или на четвереньках делайте вид, что не можете догнать.
Особенности питания малыша в 9 месяцев
И все же меню 9 месячного ребенка на каждый день, предполагает, что молоко – грудное или смесь – обязательный и незаменимый продукт в питании. В этом возрасте уже введены многие виды прикорма и постепенно вводятся новые.
Грудное молоко (или смесь для искустсвенников) — по-прежнему незаменимый продукт в рационе 9-месячного ребенка
Во время завтрака, обеда и ужина ребенку предлагается полноценная пища и используется набор столовых предметов – чашка, ложка, кружка, салфетка. Конечно, надо быть готовым к тому, что чашки зачастую будут просто опрокинутыми, а ложки заброшенными.
Наберитесь терпения. Кормите из этих столовых предметов малыша сначала сами. Заметьте, если ребенок проголодался, он не будет баловаться со столовыми предметами, а будет есть. Если малыш уже начинает играть, помогите, докормите его сами.
Итак, рассмотрим основные отличия в рационе 9 месячного малыша.
Режим кормления
Режим кормления ребенка 8 и 9 месяцев существенных различий не имеет. Основным отличием является количество продукта вводимого и уже введенного в рацион, и конечно, отражение этот факт находит в составлении меню на каждый день, где количество продуктов в граммах к этому возрасту увеличивается.
9-месячному малышу уже можно измельчать пищу не блендером, а вилкой или ножом (разминать или мелко резать)
Консистенция пищи
Консистенция предлагаемых ребенку продуктов претерпевает незначительные изменения. Гомогенизированные продукты начинают постепенно заменяться продуктами, имеющими более крупные частицы пищи, например, просто размятыми. Так ребенок постепенно приобщается к общему столу и к консистенции взрослой пищи.
Когда подходит к концу девятый месяц, можно постепенно начинать предлагать пищу, мелко нарезанную ножом.
Разнообразие прикорма
Меню 9 месячного ребенка на каждый день становится более разнообразным.
Рацион ребенка в возрасте девяти месяцев пополняется рыбными продуктами. Сначала для знакомства вводится рыба в отварном виде в перетертом, пюреобразном состоянии. Сорта рыбы должны выбираться белые и нежирные (минтай, треска, хек).
Можно начинать вводить отварные или тушеные тефтельки или фрикадельки из мяса птицы и рыбы.
С 9 месяцев разрешаются кисломолочные продукты, производимые специально для грудных детей
В меню 9 месячного ребенка каждый день вводятся в небольших количествах кисломолочные продукты – кефир, творог, их лучше покупать в специализированном отделе детского молочного питания, и обязательно при этом обратить внимание на сроки годности, ведь от этого зависит здоровье малыша. С девяти месяцев многие педиатры рекомендуют вводить желток, дают его, отварив и растерев с молоком
Яйцо часто вызывает аллергию, поэтому сначала дают буквально на кончике чайной ложки
С девяти месяцев многие педиатры рекомендуют вводить желток, дают его, отварив и растерев с молоком. Яйцо часто вызывает аллергию, поэтому сначала дают буквально на кончике чайной ложки.
Отказ от ночных кормлений
В возрасте 9 месяцев ребенок уже может обойтись без ночного кормления и спокойно спать до утра. Поэтому меню на каждый день заканчивается обязательным кормлением малыша перед сном молоком в объеме до 200 миллилитров.
Однако многие дети все еще просыпаются ночью для того, чтобы принять порцию молока. При избыточном весе ребенка лучше постараться отучить его от ночных кормлений. Даже если малыш захныкал ночью, стоит подождать немного, вполне возможно, он снова заснет. В крайнем случае, дать водички.
От ночных кормлений ребенка нужно отучать, вместо грудного молока или смеси дайте попить водички
Если вес младенца в норме или отстает, а также если ребенок сильно просит, лучше продолжать давать молоко и ночью. Нельзя допускать, чтобы малыш голодал, всегда нужно помнить, что каждый организм индивидуален.
Примерное меню по дням
На каждый день меню 9 месячного ребенка можно представить примерно следующим:
- Завтрак состоит из грудного молока или смеси, в зависимости от способа питания. Следующий прием пищи представляет собой гречневую кашу. Обед плотный из котлет, овощей на пару. Ужин состоит из половинки яблока с творогом.
- Завтрак на протяжении всех дней остается неизменен. Второй завтрак каша, только рисовая. Злоупотреблять не стоит, поскольку она в больших количествах приводит к расстройству желудка. Обед – суп с рыбой. Ранний ужин – овощное рагу, немного кефира. Непосредственно перед сном молоко.
- Второй завтрак состоит из творожка с фруктами, овсяной каши. На обед приготовить рыбные котлеты плюс овощи. Ужин – домашний йогурт и кисель.
- Второй завтрак – каша кукурузная, ягоды, стакан кефира. Обед – пюре из овощей, мяса индейки, сок. Ужин – печенье, фрукт, персиковый сок с мякотью.
- На второй прием пищи варить кашу и приготовить свежее пюре из ягод. На обед отварить яйцо, приготовить куриные котлеты с гречневой кашей. Ужин – стакан молока с печеньем.
- Завтрак – несладкий творожок, персик. На обед сварить нежирный суп. Ужин включает в себя измельченные в блендере груши и творог.
- Завтрак из овсяной каши с небольшим количеством масла и ягод. На обед запечь тыкву, а затем перетереть ее, кормить с ложечки. На ужин дать персиковое пюре плюс печенье.
Питье стоит разнообразить. Помимо соков, давать чистую теплую воду. Если малыш активный, ему необходимо питаться чаще, чем каждые 4 часа, выходом из ситуации будет подкармливать его печеньем, сухарями, фруктами, творожками.
Питание малыша в 9 месяцев
Питание девятимесячного малыша уже больше похоже на питание взрослого человека, однако ему, по-прежнему, необходимо грудное молоко. Норма молока составляет четверть от суточного объема потребляемой ребенком пищи.Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев:
- овощное пюре (150-180 граммов),
- фруктовое пюре (50-80 граммов),
- каши на молоке или безмолочные (180 граммов),
- сок или компот (50-80 граммов),
- кефир и/или творог (40-50 граммов),
- яичный желток (2 раза в неделю),
- 5 граммов масла (сливочного или растительного)
- 5 граммов хлеба/сухарика/детского печенья.
С 9 месяцев в питание вводят рыбные блюда. Рыба способствует быстрому росту первых зубов малыша. Вводить новые продукты лучше не чаще одного раза в неделю. Давать их следует в первой половине дня, чтобы было время отследить реакцию организма на новый продукт.
Некоторые детки в этот период уже могут пробовать есть самостоятельно. Предоставьте ребенку такую возможность. Естественно, что ребенок не сможет делать это аккуратно и скорее всего весь перепачкается едой. Наберитесь терпения, ведь он не просто учиться есть самостоятельно, но и активно развивается в этот момент.
Тем деткам, у кого к 9 месяцам жизни появились 4 и более зубов, можно давать еду в измельченном, а не пюреобразном виде для развития жевательных навыков и челюстей.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 9 месяцев
Речь девятимесячного крохи так же как и раньше развивается стремительно. Он повторяет слоги, связывая их в короткие слова, ассоциируемые у него с объектами или людьми. В этом возрасте дети зачастую говорят свои первые слова.
Малыш может менять интонацию во время общения с родителями. Он знает свое имя и оживленно отвечает на его, поворачивая голову, радуясь и улыбаясь. В девять месяцев эмоциональный фон у крохи становится определенным. Когда его смешат он смеется и радуется, а когда ругают – обижается, злится или плачет.
Карапуз может указывать пальцем на те предметы, о которых ему говорят родители. Он просит, чтобы его поднесли к шкафу или холодильнику, чтобы он мог достать оттуда интересующую его вещь. Также он может попросить достать игрушку из кармана, если увидит, что родители ее туда положили. Ребенок может подходить или подползать к взрослым, если те его позовут, а также брать указанные им предметы. Выполнение таких простых просьб для девятимесячного малыша уже не является сложностью, как раньше.
Кроха практически освоил такие жесты, как «да» и «нет». Он помогает маме одевать себя, просовывая голову в горловину, руки в рукава, а ноги в штанины. Сам снимает носки, ползунки и шапку.
Малыш держит чашку двумя руками и пьет из нее, еду берет двумя пальцами. При игре в прятки, понимает, где находится взрослый, даже если не видит его. Он может обнаружить маму или папу по шорохам или голосу.
Пока большинство игрушек малыш использует не по назначению. Ему нравится ударять их друг об друга, вкладывать одну в другую, бросать и смотреть на то, как они падают.
Речь крошки в девятимесячном возрасте
К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.
Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.
Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.
Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.
Рацион питания
Примерное меню
Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.
- Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
- Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
- Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
- Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.
Рецепт блюда
Творожная запеканка
Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:
- Творог 200 грамм
- Сахар 3-4 ст. ложки
- Манка 3 ст. ложки
- Яйцо 1 штука
- Масло сливочное (для смазывания формы)
- Сметана 1 ст. ложка
- Ванилин
- Изюм
Приготовление в духовке:
- Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
- Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
- К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
- Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
- Приготовить форму, смазывая ее маслом.
- Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
- Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
- Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.
Приятного аппетита!
Поздравления с днем рождения сыну от мамы
Сын мой добрый, сын мой нежный, С днём рождения, родной, Пусть живёт в душе надежда, Вера, радость и любовь!
***
Пусть бегут ручьями годы Много будет впереди. Пусть капризные невзгоды Обойдут тебя в пути.
***
Оптимистом будь весёлым, Доброту повсюду сей, Будь счастливым и здоровым, Что имеешь не разбей!
***
С днем рождения, сынок Мой любимый самый, Поздравления сегодня Ты прими от мамы.
***
Пусть моя любовь в дороге Сбережет, сынок, тебя. Пусть судьба не будет строгой, А балует пусть, любя.
***
Пусть всё в жизни удается, Чтобы ты ни пожелал. Каждый день прошу у Бога, Чтобы ты счастливым стал.
***
Мой дорогой, любимый сын, Ты воплощение мужчины. Помочь друзьям всегда ты рад И покорять готов вершины.
***
Тебе желаю изобилья, Пускай тебя все люди чтут, Пусть не напрасные усилья Любовь и радость принесут!
***
Я верю, мой любимый сын, Достигнешь в жизни ты вершин! Ты бодр и весел, честен, смел, Любовь и счастье твой удел!
***
Мой дорогой сыночек, с днем рождения. Как же я счастлива, что ты у меня есть! Пускай кругом тебе сопутствует везение, Пусть будет счастья столько, что не счесть!
***
Тебе хочу я пожелать во всём быть первым, Не важно, кто и что там шепчет за спиной. Здоровья крепкого, друзей тебе лишь верных
Ну и, естественно, любви очень большой!
***
Шагай вперед к своей заветной цели И никого, прошу, не слушай в суете! Ведь побеждает только тот, на самом деле, Кто предан искренне всегда своей мечте!
***
Сыночек, сынуля, с днем рождения! В этот день поздравляю тебя, Тебя, как Божье творение, Мне подарила судьба.
***
Будь крепким и сильным, здоровым и умным, Голову свою имей на плечах, Будь ты всегда благоразумным, Не разменивайся на мелочах!
***
Здоровья, любви, удачи, терпения, Успехов в любовных и просто в делах, Желаю тебе твоих мечт исполнения, Пусть сбудется то, о чем грезилось в снах!
Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни
Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?
- Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
- Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
- Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
- Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
- Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
- Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь
Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух
При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д
Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение
Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции
Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате
Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика
Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра
Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.
Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):
Плюсы и минусы раннего развития
Раннее развитие – комплекс мероприятий, направленных на наиболее полное развитие интеллектуальных и физических способностей малыша.
Доктор Комаровский считает, что развивать ребенка нужно, но без фанатизма. Если родители занимаются с крохой умеренно, в игровой форме и не стараются перегружать его энциклопедическими знаниями, то вреда от таких занятий не будет.
Разработаны различные методики раннего развития, наиболее популярные из них:
- Методика М. Монтессори проводится под девизом: «Научат ребенка, и он сделает это сам». Для занятий используются объемные разнофактурные фигуры, буквы и цифры, которые малыш изучает на ощупь и визуально.
- Методика Глена Домана предлагает работу с карточками, на которых изображены буквы, цифры, слова и фото.
- Методика М. Гмошинской предлагает развивать детей через рисование пальчиками специальными красками.
Школа раннего развития
Противники раннего развития детей утверждают, что:
- Интенсивное развитие познавательных процессов ущемляет другие сферы развития малыша.
- Для проведения полноценных занятий нужны специальное оборудование, определенные знания и трудозатраты.
- Ускорение естественного процесса развития несет угрозу детскому здоровью.
- Раннее развитие не имеет перспективы в будущем – в школе все дети занимаются по одинаковым программам.
- Растить талантливого малыша очень сложно, и он может стать изгоем среди обычных детей.
- Раннее развитие отнимает у малыша полноценное детство.
Сторонники раннего развития малышей считают, что:
- Раннее развитие не исключает участия малыша в других сферах жизнедеятельности.
- Если человек заботится о своем ребенке, то он найдет немного времени для занятий с ним.
- Далеко не все методики требуют большого количества учебных пособий, многие из них родители могут сделать самостоятельно.
- Современные условия требуют от человека умения постоянно обучаться чему-то новому, раннее развитие с детства приучает кроху к быстрому ритму жизни.
- Раннее развитие не предполагает обязательное воспитание вундеркинда, только развивает природные способности ребенка.
- Использование приемов раннего развития не отбирает у крохи счастливое детство, наоборот, делает его интереснее и полноценнее, ведь все занятия проходят в интересной форме.
Манипулирование игрушками
Особенности физического развития ребенка
По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.
Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.
Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.
Режим дня в 9 месяцев
Для полноценного развития девятимесячного ребёнка огромное значение имеет режим дня, правильное питание, общение, развивающие игры.
Несоблюдение распорядка негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребёнка, он становится капризным. Кроме того, следование ряду определенных правил помогает малышу ориентироваться во времени.
Ниже приведен примерный распорядок дня, способствующий гармоничному развитию ребёнка в 9 месяцев.
Время |
Действие |
7.30-8.00 |
Подъём, первое принятие пищи. При первом кормлении малыша лучше давать грудное молоко или адаптированную детскую смесь |
8. 00-8.30 |
Водные процедуры |
8.30-9.30 |
Развивающие игры с ребенком |
9.30-10.30 |
Гимнастика, массаж |
10.30-11.30 |
Второй прием пищи |
11.30-14.30 |
Прогулка на свежем воздухе, дневной сон |
14.30-15.30 |
Кормление |
15.30-16.30 |
Развивающие игры |
16.30-19.00 |
Прогулка, сон |
19.00-19.30 |
Кормление |
19.30-21.30 |
Развивающие игры |
21.30-22.00 |
Водные процедуры, подготовка ко сну |
22.00-22.30 |
Кормление, укладывание спать |
Режим сна
Для полноценного развития ребенка в 9 месяцев необходим полноценный отдых. В этом возрасте малыш спит примерно 12- 15 часов. На сон ночью приходится 9 -11 часов, время же дневного сна уменьшается до трех — четырех часов.
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с засыпанием, следуйте следующим рекомендациям:
- Соблюдайте режим дня;
- Избегайте активных игр перед сном;
- Создавайте подходящие условия для сна (тишина, отсутствие яркого света, прохладное, проветренное помещение, увлажненный воздух);
- Обеспечьте ребёнку достаточную активность в период бодрствования.
Питание
Для нормального развития ребёнку 9 месяцев необходимо правильно питаться. К этому возрасту львиную долю питательных веществ малыш получает из продуктов прикорма. Грудное молоко или молочную смесь рекомендуется давать после пробуждения и перед сном.
Для полноценного развития в рационе малыша должны присутствовать следующие продукты:
- Творог до 50 г;
- Овощи (брокколи, кабачок, тыква, морковь, картофель, свекла, капуста) до 200г;
- Каши (гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, ячневая) до 200г;
- Сок до 90г;
- Яичный желток 0,5 шт.
В этом возрасте можно вводить нежирные сорта белой рыбы (до 30 грамм в день). Рыбу дают не более двух-трех раз в неделю. При введении ее в прикорм нужно контролировать реакцию организма, так как она может вызвать аллергию.
Мясо нужно давать мелкоизмельченным, в виде фрикаделек или в составе супов. Специалисты рекомендуют составлять рацион ребёнка так, чтобы одна порция составляла около 200 мл (питьё не учитывается).
Какие игрушки рекомендованы
Дальнейшему развитию младенца помогут правильно подобранные игрушки. Что нужно иметь в детской комнате:
- Фигурки зверей. В процессе игр нужно говорить название животного и произносить звуки издаваемые им.
- Куклы. Их можно одевать и раздевать, класть в кроватку, умывать, при этом проговаривая все действия, ребенок запомнит их и начнет воспроизводить самостоятельно.
- Каталка. Младенец готовится к ходьбе. Игрушки на колесиках позволяют облокотиться на них и перемещаться в пространстве.
- Книжки-игрушки. Издания с элементами игр, требующие выполнения различных действий, развивают органы чувств, мышление и мелкую моторику.
- Музыкальные инструменты. Дети 9 месяцев хорошо чувствуют ритм. Могут танцевать под музыку. Нажимание на клавиши и кнопки помогает развивать моторику пальцев.
- Игрушки, состоящие из нескольких деталей: пирамидки, матрешки, кубики. Дети учатся соединять их в единое целое, развивают логическое мышление.
Занятия для развития
Развивающие игры
В данном возрасте малыши любят брать в руки различные предметы и изучать их, поэтому большинство развивающих игр связаны с моторикой:
- Игра в «Совок». Ребенку предлагают собирать и пересыпать с места на место различные небольшие предметы. Нежелательно подключать к игре песок, камешки, горох и другие мелкие вещи.
- Игры с тестом. Ребенку предлагают поиграть в лепку из соленого теста — сотворить из него шарик, лепешку.
- Игра в «Телефон». Используют игрушечные телефоны, один из которых дают ребенку, а второй остается у взрослого. Взрослый имитирует звонок ребенку и ведет с ним диалог, используя простые фразы («Привет», «Как дела», «Где мама?» и т.д.»).
- Игры в пальчиковые краски. С помощью таких красок малыши наносят первые штрихи по кафелю, бумаге или собственной коже.
- Игры в переодевание. Мама на личном опыте показывает малышу, как он может переодеться, надевая и снимая шапку, носки, варежки или шарф, застегивает молнию. Малыш активно повторяет за ней все движения.
- Игры в цветные кубики. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько кубиков и просит дать ему кубик определенного цвета. Игра способствует не только развитию моторики, но и постепенному запоминанию цветов.
Также к развивающим играм на моторику относят «Ладушки», игры в мячик, пирамидку, башенки из кубиков.
Игры, развивающие речь и коммуникативные навыки, зачастую связаны с контактами с другими детьми. Ребенок девяти месяцев должен контактировать с другими детьми как можно чаще. Это повышает его наблюдательность, а также позволяет в легкой форме, через сверстников, перенять множество полезных навыков и слов.
Игрушки для развития
К развивающим игрушкам относят кубики, пирамидки, игрушечные телефоны, резиновый мячик, матрешки, заводные машинки, барабан.
Гимнастика — комплекс упражнений
- Сгибание ножек в коленях. Поочерёдное медленное распрямление ног скользящими движениями — 5 раз.
- Поставить малыша на ножки и встать или сесть позади него. Перед ребенком укладываются игрушки. Ребенка просят поднимать игрушки с пола. Во время упражнения его придерживают за талию обеими руками. Упражнение проводят 3-4 раза.
- Ребенка кладут на спину и берут за обе ладошки. Ладони медленно сводят и разводят в разные стороны 4-5 раз, после чего проводят упражнение со стопами.
- В положении на спине ручки ребенка двигают поочередно вперед и назад или описывают полукруги 4-5 раз, после чего проводят упражнение с ножками.
Навыки и умения
Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:
- устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
- ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
- передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
- понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
- откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
- понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
- издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.
Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.
Достижения ребенка к 9 месяцам
В этом возрасте ребенок имеет следующие достижения в сенсорно-двигательной сфере:
- хлопает в ладоши;
- берет большие предметы двумя руками и рассматривает их;
- удерживает маленькие предметы одной рукой;
- встает на ноги, воспользовавшись помощью взрослого.
Интеллектуальные способности включают в себя следующие действия:
- помнит вчерашнюю игру;
- повторяет слова из двух слогов;
- понимает взрослого;
- делает попытки при помощи жестикуляции объяснить свои действия и желания;
- реагирует на просьбы.
Ребенок пытается освоить речь. Если хотите, чтобы сын говорил правильно, общайтесь с ним медленно и четко, не коверкая слов.
Физическое развитие
На 9 месяце ребенок начинает ползать, лежа на животе и, вытягивая тело вперед, совершая боковые движения. Он может сидеть, опираясь на две или одну руку, пытаясь свободной дотянуться до игрушки. В это время дети уверенно стоят при поддержке мамы или папы. Они берут предметы большим и указательным пальцами, осваивая щипковый захват, поэтому следует удалить все мелкие предметы, чтобы они не попали в рот.
Дети готовятся к прямохождению, поэтому большое внимание нужно уделять физической активности, направленной на укрепление костного аппарата. Их все меньше привлекают мамины руки, они с удовольствием ползают и передвигаются по полу, удовлетворяя любопытство, рассматривая различные предметы
Дети меньше прибавляют в весе, т. к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут.
В этом возрасте дети демонстрируют крепкую «хватку». Взяв палец или игрушку, они не собираются их отпускать до тех пор, пока не потеряют интерес. К этому времени у детей появляется 4-6 зубов. Для физического развития важны:
- ежедневная зарядка и массаж;
- тренировки кисти и мелкой моторики;
- ползание;
- занятия плаванием;
- активные прогулки.
Во время гуляния на улице дочь или сын должны меньше находиться в коляске. Позволяйте им понюхать цветок, потрогать лист, покопаться в песочнице, знакомиться с окружающим миром и исследовать его. Все это научит самостоятельности и разовьет любопытство.
Эмоциональное и психическое развитие
Дети внимательно наблюдают за действиями мамы и папы. Если раньше их привлекали знакомые лица, то теперь они увлеченно изучают их движения. Они начинают подражать им: надевать на голову платок, пытаться пить из чашки, складывать вещи в сумку. Они с удовольствием играют в «прятки». Внимательно наблюдают за тем, когда мама прячется за креслом или диваном и весело реагируют, когда она выглядывает.
Реакция на незнакомых людей индивидуальна для каждого. Одни с удовольствием общаются, другие пугаются и прячутся за маму. Следует предупреждать детей о приходе посторонних людей, и со временем младшие члены семьи поймут, что гости не представляют никакой опасности. Дети реагируют на интонацию взрослого и сами пытаются «играть» голосом, меняя громкий лепет на тихий.
Родители часто задаются вопросом, во что поиграть с девятимесячным ребенком, т. к. любимой забавой становится бросание игрушки на пол. Детей привлекают игры по своим правилам. Сидя на коленях взрослого, они бросают игрушку вниз и ждут, пока ее поднимут, чтобы повторить свои действия.
Ребенок знает свое имя, умеет при помощи жестикуляции выразить свои желания, реагирует на простые просьбы. Он пытается принимать участие в несложных действиях:
- вытягивает руки во время переодевания;
- может стянуть шапку;
- держит чашку двумя руками;
- уверенно держит ложку, но ест, в основном, при помощи рук.
Эмоциональные реакции становятся более яркими. Дети проявляют бурную радость, громко смеются, демонстрируют гнев. В этом возрасте ребенок не может играть самостоятельно, ему нужен партнер. Для детей 9 месяцев важны развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие физических навыков и логического мышления.
Речь
Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок к развитию речи. В этом возрасте дети произносят сочетания звуков: «па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Они не просто лепечут, а демонстрируют собственную речевую деятельность. Дети становятся сообразительными, хорошо понимают речь взрослых.
Двигательная активность
Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность. Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.
Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент — это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.
В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку, игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.